Логомаг

Форум

Стертая дизартрия

Коллеги, призываю всех отказаться от некорректной формулировки при вынесении заключения "стертая ФОРМА дизартарии".
Известно (в том числе из классического учебника по логопедии под ред. волковой), что существует три основных классификации дизартрии:
1. по принципу локализации патологического очага: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная и корковая
2. на основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкинетическую
3, и ПО СТЕПЕНИ понятности для окружающих, где можно сказать и выделяют СТЕРТУЮ: Когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
Таким образом, если основываться на научном подходе к определению речевого нарушения, а не на выдуманном ком-то и непонятно где, то мы можем писать следующие формулировки:
стертая дизартрия или стертая степень дизартрии. Но не форма!
К слову, большинство детей в массовых садах уже давно имеют не стертую степень (см. характеристику выше): а легкую (нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.) или даже среднюю (речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.)
Так почему же логопед, заглядывая в рот и видя, что язык в жутком гиперкинезе, при этом ребенок не может выполнить большинство арт.упражнений, нарушая и точность, и амплитуду и т.п., что при этом нарушены не только звуки позднего онтогенеза, но все заднеязычные пишет СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ
Позвольте, коллеги, если это стертая, то что же тогда легкая - ДЦП? и если это форма: то где локализовано поражение?!
Несогласные, парируйте!))
Согласна с предыдущем оратором, однако достойный преподаватель не только массаж, но и все остальное не только рассказывает, но и показывает, ибо логопедия - наука прикладная...!

Вот опередили с вопросом о массаже. Я когда училась(10 лет тому назад) на практических семинарах мы изучали массаж как метод коррекции дизартрии, преподаватели у нас все практикующие логопеды были, всё рассказали и показали наглядно и зонды Новиковой и про её массаж, но вот нам никто не говорил, что нужен спец курс и сертификат. Когда переехала в другой город . здесь все коллеги твердят, что НЕЛЬЗЯ без сертификата (а учиться только Питер и Москва, что и далеко и дорого). Я всегда удивлялась и говорила, так может и артикуляционные упражнения делать нельзя , может тоже нужен сертификат???
А вот ещё один "прикол"! При устройстве на работу в коррекционную школу, меня директор спросила:" А владею ли я методикой ЗОНДОВА????" Я так растерялась, думаю, что за методика...???? А потом она из стола с гордостью достала новенькие запечатанные логопедические зонды со словами : " Из Москвы!!!"....

Наталья: + 1! то бишь абсолютно согласна, что у нас система российского образования, у нас ПОКА не нужны сертификаты. Вот в Америке, например. действительно сертифицируется логомассаж, причем отдельный сертификат на массаж лица, отдельный языка. Но там и зар.плата другая!А это просто некий нимб логопеда фильдиперсового, кто умеет массаж делать по сертификату, так я скажу, что любой родитель может не хуже логопеда массаж делать, если постарается..!!

Как указывает О.Г.Приходько, понятие «стертая» дизартрия впервые было предложено О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети с данной формой дизартрии могут произносить правильно большинство изолированных звуков, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Как вы считаете, коллеги.!!! Вот пришел ребенок с боковыми свистящими звуками и повышенной саливацией при потоке речи,тонус языка нормальный , подвижность тоже и другие звуки произносит чисто. Но вот когда прошу произнести звук С - кончик языка отклоняется в сторону и струя воздуха направляется по желобку, но только желобок этот уходит в бок. Можно ли при таком нарушении говорить о стёртой дизартрии или всё таки - это особенность ребенка?

Да, забыла написать, что рука логопеда ребенка не касалась.

Анжелика Шунина 14.04.2011, 23:16 #
20 лет назад закончила институт и все это время периодически "мусолят" вопрос как же обозвать не ярко выраженные нарушения иннервации арт. ап-та. Косинова на одной из лекций предложила "минимальное дизартрическое расстройство"
На самом деле на практике так ли важно, как это обзовут? Главное, что специалист видит это нарушение и знает, как с ним работать.
По поводу массажа (я считаю наиболее эффективным м-ж Новиковой) - всегда прежде чем начать его делать, отправляю в поликлинику к неврологу и ЛОРу и не делаю его до тех пор , пока не получу заключение, что логомасаж не противопоказан. А противопоказания были, и очень серьезные.

Наталья, а прикус нормальный? не боковой?

Прикус тоже нормальный, говорю придраться не к чему. Я вот думаю, может это нарушение по типу "горлового" Р , мама очень ответственная, может когда занималась с ребенком незаметно закрепила неправильное положение языка. Со слов мамы звук был сначала межзубный, потом она сказала ребенку, что язычок должен быть за зубами! А вот потом ей сказали на комиссии при поступлении в школу, что свистящие боковые. Обычно, если звуки есть боковые можно смело говорить о дизартрии, а тут не понятно... И дует на кончик правильно и артикуляционные упражнения на ура, но как только у него получается свист правильного звука и он его слышит, язык отклоняется от оси! Как будто дурная привычка.

Вполне, возможно, да, что неверный динамический стереотип. У меня даже есть одна знакомая логопед, которая имея собственные боковые плавные и свистящие, всем детям на них все исправляет.

Не так давно нашла брошюрку для студентов, выпущенную в 1996г родным СГУ (Ставрополь). Называется "Дизартрия: Клинический, нейролингвистический ...аспекты проблемы". Авторы СербинаЛ.Ф. и Волоскова Н.Н., рецензент Белякова Л.И. Привожу без изменений:
Тема. Стёртая дизартрия.
Цель: систематизировать знания студентов речевой и неречевой симптоматики стёртых форм, классификации и особенностей детей со стёртой формой дизартрии.
.........
вопросы для обсуждения.
1. Характеристика речевых и неречевых симптомов при стёртых формах дизартрии.
2. Классификация стёртых форм дизартрии в зависимости от уровня развития связной речи.

Ну или вот статья. Если я правильно её поняла, то стёртая форма дизартрии - это не дизартрия вовсе.

http://www.logolife.ru/logopedy/opyt-raboty-po-teme-styortye-formy-dizartrii.html#more-4943

Елена Рощупкина 24.12.2013, 11:50 #
Некоторые авторы предлагают стёртую дизартрию называть минимальным дизартрическим расстройством (МДР).Как вы относитесь к такому заключению?

Руфина Белкина 29.12.2013, 00:55 #
Прошу прощения. А разве это дело логопеда ставить диагоноз "дизартрия" ,пусть даже и стёртая. Этим занимается врач, а логопед пишет заключение в других совершенно терминах.

Руфина, дизартрия - это термин клинико-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ классификации, врач ставит диагноз - ДЦП, а дизартрия - одна из форм речевой патологии, определять которую нас и учили в течение 5 лет обучения в вузе. Также: см.современный ФГОС ВПО: компетенция логопеда - умение использовать клинико-педагогическую классификацию.

Очень близка затронутая здесь проблема, поэтому стараюсь следить за обновлением темы. Поддерживаю целиком и полностью позицию Марианны.
Работаю второй год на логопедическом пункте ДОУ комбинированного вида.
У нас руководство придерживается стандартной позиции "дизартрию должен определять врач". Свою позицию (антипозицию) я обозначила четко, аргументирую достаточно понятно (и про компетенцию, и про классификацию и т.д.), но на последнем заседании методсовета в мою сторону (в доказательство моей "неправоты") привели пример из Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"(с.236-237), соответствующей ФГОС ДО из раздела об инклюзивном образовании.
А там фактически даже не упоминается учитель-логопед. Только врач, который заполняет анамнез, воспитатель, который имеет право наблюдать, и психолог, который проводит психологическое обследование.
Но воспитатель "переводит" проблемы на специалистов, психолог придерживается позиции руководства, а врачи(педиатры) в поликлинике первый раз слышат о том, что они должны собирать анамнез и "что-то определять". А невролог говорит, что не может дать таблетку, чтобы ребенок заговорил и определяет либо норму, либо задержку речи(это у ребенка в 6 лет, у которого только несколько слов в словаре: зуси. изуси, и т.п. -очевидно и так, что не умеет говорить...)
Все сведется, чувствую, к одному: "Владеешь умением - определяй, работай -ТЕБЕэто надо, а нас не трогай". Вот и получается, что у нас нет детей с заиканием, алалией, дизартрией, и т. д.
Возможно, что мое сообщение затрагивает несколько тем,но очень хочется знать, как отстоять свое право на компетентность, право использовать при речевом заключении клинико-педагогическую классификацию.

Руфина Белкина 27.11.2014, 20:01 #
Если логопед, пользуясь своими знаниями, напишет слово "дизартрия", это может повлиять на дальнейший процесс коррекции? Заставит ли это невролога пересмотреть диагноз и назначения?
Самостоятельно назначать лекарства и пр. логопед всё равно не может.

Мне кажется, проблема не в том, каким именно словом логопед описывает речевое нарушение. А в том , что из этого следует. В системе медико-педагогической коррекции. А точнее - в системе медицинской и социальной помощи. А еще точнее - в том, что медицина и педагогика финансируются по остаточному принципу. До предела уточнять не буду, чтобы не сочли за экстремизм.

Но если у врачей есть установка "не видеть" алалию или дизартрию, они её и не будут видеть.




если я напишу ФФН или ОНР, думаю, всем будет хорошо. Априори всем все равно. Но когда речь заходит о том, что у нас "сложных" детей нет "и "поставьте им только звуки", и бесполезно объяснять, что есть разница в работе с дислалией и дизартрией, алалией. При этом просят объяснить (и родители и педагоги), почему звук есть, а в речи его ребенок так долго не может использовать и т.д. Сплошные "почему". Вот и получается, что мы, не имея права упоминать страшное слово"дизартрия", должны ответить на все "почему" и обязаны "дать результат". А в условиях логопункта это не так просто (по многим причинам).
Возможно, мои чаяния (знакомые многим) действительно следует обсуждать в другой теме. А здесь я хотела услышать скорее то, что поможет мне из чьей-то практики. Особенно документально. А еще и в условиях введения ФГОС.
Спасибо

Светлана, да почему же "не имеем права"?!Не просто имеем право, а обязаны! Нас к этом наш диплом обязывает. Руфина, если не важно, какие слова мы пишем, зачем вообще диагностика? Давайте всем писать "нарушение речи"? Мне кажется, что когда речь идет о профессиональной компетенции (именно она определяет право и умение логопеда дифференцировать заключение, в т.ч. по клинико-педагогической классификации), то финансирование ни при чем. Вопрос в профессиональных знаниях и чести, вопрос в умении объяснить родителям, почему при дислалии звук встал и больше ничего с ним не будет, а при дизартрии могут оставаться призвуки, объяснить родителям, что у детей с дизартрией в разы выше риск "заработать" заикание и пр.? Поэтому я в корне не согласна с утверждением, что не важно, какие слова мы используем.

Руфина Белкина 05.12.2014, 01:17 #
Марианна, я думаю, что объяснить родителям про дизартрию можно и так. И даже можно продемонстрировать её признаки. Кто может помешать нам назвать корень проблем в разговоре с родителями?

Мой вопрос в другом. Что нам даёт это слово, написанное в заключении?

Допустим, мы пишем: ФФН, обусловленное дизартрией. И начинаем работу своими средствами (массаж, гимнастика и т.п.) Но на причину дизартрии повлиять всё равно не можем. Не можем собой подменить врача.
Вот Светлана жалуется, что врачам эта тема неинтересна. И ведь это так и есть. Может ли наше заключение со словом "дизартрия" открыть глаза аневропатологу и вынудить назначить лечение?


Руфина Белкина 05.12.2014, 01:32 #
Однако ж, Мариана, я совершенно согласна с Вашим основным постом в этой ветке: если уж писать, то писать правильно, не путая форму и степень.




Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: