Логомаг

Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Логопедическая ритмикаКонспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций


 Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников
по инициативе  В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы
логопеда по преодолению заикания.
     Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой
основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
    Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.
     В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой
дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной
 являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика
сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,
мимической, мелкой и артикуляционной.
    У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,
движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
   У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
     Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
    Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического
и физического воспитания.
    Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых
разнообразных речевых расстройств.
   Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,
ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
   Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической
основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
    
    Развитие неречевых процессов
                            Ходьба и маршировка
       (вводные и заключительные упражнения)       
     Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе
они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое
логоритмическое занятие.
                           Регуляция мышечного тонуса
     У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и
общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении
тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет
место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики
необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.          
                           Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная
сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике
обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения
специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные
виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не
только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно
с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
                    Развитие чувства музыкального размера (метра)
  Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные
(равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как
об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания
равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
   Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.
                  
                       Развитие чувства музыкального темпа
 Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может
быть медленный, умеренный и быстрый.   
                     Развитие чувства музыкального ритма
 У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны,
как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.
Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
  Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические
единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
                       Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание,
музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование
способствует развитию творческих способностей.
                                       Пальчиковые игры
 Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной
близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его
скорейшему речевому развитию.
 Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с
мелкими предметами под музыку.
                                          Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым
разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный
материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
                                         Слушание музыки
 Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно
развивают художественное восприятие детей.
 Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего
музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при
помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

 Развитие речи и коррекция речевых нарушений
                                      Развитие дыхания-
   один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
   Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей
сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.  
 При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
 При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и
осуществляется речевой акт.
                                           Развитие голоса
 Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте,
силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
 Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
 Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
 Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
 Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых,
приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
                                                Темп речи
 Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.
Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
                               Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие,
как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
 Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,
вплоть до изменения смысла на противоположный.
                                                        Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает
настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
                                             Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
                                                        Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и,
стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и
артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
                                                    Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
                                      Фонематическое восприятие
 Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие,
как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового
внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.   
                       
                            Коррекция нарушений звукопроизношения
  На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать
звуки с какими – либо
музыкальными образами.
                                            Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме
подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются
детьми дошкольного возраста.
                                                Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

                   
                        Игры и упражнения
                
                       Развитие дыхания
                             ( Физиологическое дыхание )
           Поиграем животиками

    Цель: формирование диафрагмального дыхания.
    Описание упражнения                                 
    Вариант 1                                                                         
    В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают-  при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто
она качается на качелях.
   Вариант 2
   В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
   Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3  или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох)  от трех до семи раз подряд.

                                     ( Речевое дыхание )
          Назови по порядку

   Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
  Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
 
    Описание упражнения
    Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

       Ах, как пахнет!

  Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
  Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:                      
                            Ах!
                            Ах, пахнет!
                            Ах, как пахнет!
                            Ах, как приятно пахнет!
                            Ах, как цветок приятно пахнет!

                                 Мимика   
      Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
     
      «Плакса» - зажмуривание глаз;
      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
      «Тигренок» - оскаливание зубов;
      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
      Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

        Подарок

   Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
   Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
   Описание игровой ситуации
   Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

       Раздумье
 
   Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
  Описание игровой ситуации
  Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
  Этюд разыгрывается под музыку.  

      Кукла заболела

  Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
  Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы
платочек.
  Описание игровой ситуации
  У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит
голова. Девочка расстроена, ей жалко  больную куклу.
  Во время этюда звучит музыка.

                           Артикуляция

     Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
     «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
     «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
     «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
     «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
     Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

     Часики

  Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении  
 счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

      Качели

  Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
  В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

 
                          Развитие голоса

     Далеко и близко

  Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
  Описание упражнения
  Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то
кажется тихим и его трудно расслышать.
  Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
  Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.
  Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

      Тишина

  Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
  Описание упражнения
   Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
              Была     (произносится голосом обычной силы)
                      тишина,
           тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)
             Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать)
                     грохотом   (громче)
                                    грома    (еще громче)
                          сменилась она.      (громко)
              И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)
                         тихонько       (произносится очень тихо)
                               Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)
            Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)
            Закапал по крыше…

      Лягушки и кукушки

 Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

     Ква, ква  -                  (произносится низким голосом)
                           урчат лягушки.
     Ку – ку -                     (произносится высоким голосом)
                           кричит кукушка.
     Целый день по лесу:
     Ква – ква                    (произносим низким голосом),
                       ку – ку       (произносим высоким голосом).
     Ква –ква                     ( произносим низким голосом),   
                       ку – ку       ( произносим высоким голосом).


      Успокой куклу

  Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
  Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
  Описание упражнения
  Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
  Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
  Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
  Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

                                 Темп речи

       Большие ноги шли по дороге

  Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
  Описание упражнения
  Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».       
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
  В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

       Карусели

  Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
  Описание упражнения
  Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
             Еле, еле, еле, еле
             Завертелись
             Карусели
(говорить в медленном темпе)
              
             А потом, потом, потом  
(темп постепенно нарастает)

            Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

            Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

            Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

            Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

           Вот и кончилась игра.

  Упражнение можно выполнять под музыку.


                           Развитие ритма речи

     Выдели слово

  Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
  Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
  Описание упражнения
  Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот
эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
  Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
   Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
   Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
  И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.


Развитие мелодика  интонационной композиции речи

     Узнай по интонации

  Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
  Описание упражнения
  Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
                                      удивленного – Ах! Ах! Ах!
                                      больного – Ох! Ох! Ох!
                                      веселого – Эх! Эх! Эх!
                                      недовольного – Ай! Ай! Ай!
                                      испуганного – Ой! Ой! Ой!
                                      сердитого – Ай –я - яй!
  Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
  После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

                Развитие тонких движений рук

   Разминка

  Цель:  развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
  Описание упражнения
  Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
                  Похлопаем в ладошки,
                  похлопаем немножко,
 (хлопать в ладоши)
                  Похлопаем в ладошки,
                  Очень хорошо!
                  И пальчики попляшут,
                  и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
                  И пальчики попляшут,
                  и пальчики попляшут,
                  А девочки и мальчики
                  все ровненько сидят.
                  Тук-тук молотком,
                  мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
                  Тук-тук молотком,
                  поселяйтесь птички в нем!
                  Бум-бум барабан,
                  что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
                  Бум-бум барабан,
                  просыпайтесь по утрам!
                  Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
                  вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
                  Ду – ду ду, ду –ду – ду –
                  вот такая дудка!
                  По – е – ха – ли  по – ти – хо – неч -  ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
                  По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
                  И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
                  И быстренько, и быстренько,
                  И быстренько, и быстренько…
                  И при – е - ха – ли !
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
     «Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.
                  
                        Развитие внимания

       Упражнения на распределение внимания

      Передай

  Цель: распределение внимания.
  Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
  Описание упражнения
  Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
  Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.  



      Зоопарк

  Цель: распределение внимания.

  Описание упражнения
  Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
  Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
   По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
   Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
 Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».
 
                   Упражнение на устойчивость внимания

        Запретное движение

  Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
  Описание упражнения
  Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ
Юлия Покровская 30.09.2011, 11:09 Комментарии 5
КОММЕНТАРИИ
Юлия Покровская 30.09.2011, 11:48 #
Рекомендуемая литература к курсу «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
1. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии активности. - М., 1966.
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.,"Пp.",1978г.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985.
5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников.- М.,Учпедгиз РСФСР, 1951, с.168.
6. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений . 2-ое изд.,- М., Учпедгиз, 1958.
7. Гриншпун Б.М. Дислалия. Логопедия. - М., 1989.
8. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстроййств. - В кн.: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи., М., МГПИ., 1982, с. 67.
9. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.; Л.; Медгиз, 1930.
10. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педогогической работы с заикающимися школьниками. - Дефектология, 1972.
11. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений - М., АПН РСФСР. 1960.
12. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) - М., Педагогика, 1973.
13. Кольцова М.М. Ребенок учиться говорить . - М., Советская Россия, 1979.
14. Корнев А.Н. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей. - М., Прометей, 1991, с.18.
15. Крапухин А.В., Высоцкая А. А. Вопросы логопедической ритмики для заикающихся. - В кн: Вопросы логопедии: Сб. н. тр. МГПИ, - М., 1979.
16. Логопедия. /под ред. Л.С.Волковой. - М., Просвещение, 1995г.
17. Лопатина Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л, 1989.
18. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - Ж. "Дефектология", N 3, 1987.


Юлия Покровская 30.09.2011, 11:48 #
19. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения ритмики в работе со взрослыми заикающимися. - ж. Дефектология №1, 1982, с.3 - 12.
20. Оганесян Е.В. и дp. Логопедическая ритмика в системе комплексного лечения взрослых заикающихся,-М.,1982.
21. Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н.И.Озерецкого. - М., 1930.
22. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. - В кн: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1960, с. 152.
23. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. - В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. М., 1967.
24. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. - Ж. "Дефектология" №3, 1984, с. 69-74
25. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. - Дефектология, 1987, N 3,с.60-64.
26. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1951.
27. Токарева О.А. Функциональные дислалии. - в кн.: Расстройства речи у детей и подростков. - М., 1969.
28. Тугова Н.А. О занятиях по ритмике с заикающимися детьми. - Специальная школа, 1968, в 6/132, с.78.
29. Тугова Н.А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. - ж. Дефектология №6, 1970, с.60-63
30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.
31. Шашкина Г.Р. Обследование моторики у дошкольников с ФФНР. - ж. Здравоохранение Башкортостана, №1, 1996, с. 32 - 35.
32. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФНР. - М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.
33. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации - М., 2001.
34. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие - М., 2002.
35. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. Ляпидевского. - М., 1967, вып. 3, с. 148-169.
36. Ястpебова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы, Кн. для учителя-логопеда - 2-е изд., доп. - М., Пp., 1984, с.160.

Юлия Покровская 30.09.2011, 11:49 #
Также можно посмотреть конспект открытого занятия по логоритмике http://logomag.ru/blog/konsp/224/

Юлия Александровна! Спасибо за конспект.

Подскажите пожалуйста,обязательна ли логоритмика для детей с ОНР 3уровня в логопедической группе д/с.В программе Филичевой,Чиркиной,Тумановой нет даже упоминания.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: