Логомаг

Мария Федосеева(Аркунова)

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Этиопатогенез дизартрииМария Федосеева(Аркунова)



Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим нарушением иннервации речевого аппарата. Дизартрия — один из симптомов детского церебрального паралича.
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
При дизартрии страдает не только произношение звуков, но и другие ее фонетические компоненты — темп, ритм, интонация, выразительность, модуляция, а также речевое дыхание и голос. Нарушения фонации и артикуляции составляют первичный дефект, который в ряде случаев приводит к возникновению вторичных проявлений в структуре дефекта при дизартрии.
С точки зрения клинического, психологического, психолингвистического, логопедического и других исследований, выявляются разные виды дизартрии, при которых в разной степени выражены двигательные, психические и речевые нарушения.
По локализации очага поражения выделяют дизартрии корковые, подкорковые, мозжечковые, бульбарные и псевдобульбарные.
КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
Связана с поражением проекционных двигательных зон в коре головного мозга. Нарушена иннервация мышц речевого аппарата, имеется лёгкий парез рук
Афферентная (кинестетическая апраксическая, постцентральная)
Страдают речевые кинестезии, операции выбора отдельных артикулем, топология артикуляторных укладов, т.е. нахождение правильного пространственного положения каждого артикуляторного органа, что при¬водит к непостоянству нарушений звукопроизношения, заменам в речи артикуляторно близких звуков
Эфферентная (кинетическая, апраксическая, премоторная)
Страдает переключение от одной артикуляции к другой, операция комбинирования моторных элементов, что приводит к распаду двигательных навыков на отдельные составляющие их элементы, к напряжённости и замедленности речи. Особенно затруднено произношение сложных слов (задержки, спотыкания, пропуски звуков или добавления лишних звуков при стечении согласных и пр.)
ПОДКОРКОВАЯ (ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ) ДИЗАРТРИЯ
Очаг поражения — вне пирамидной системы («экстра»). Поражены подкорковые узлы — стриопаллидарная система (бледный шар — паллидум и полосатое тело — стриатум), являющаяся базой непроизвольных движений, центром выразительных мимических движений и осуществляющая регуляцию темпа и ритма речи
СИМПТОМЫ
Сложные нарушения двигательных актов (гиперкинезы при поражении стриатума, адинамия при поражении паллидума)
Нарушения мышечного тонуса, постоянные колебания которого приводят к возникновению гиперкинезов как в общей, так и в речевой мускулатуре
Резкие нарушения эмоционально-волевой сферы, связанные с расторможенностью под¬корки
Нарушение эмоциональной выразительности речи, ее интонационной окраски
Нарушение темпа и ритма речи
Нестабильность нарушений звукопроизношения ввиду трудности удержания артикуляторной позы из-за гиперкинезов
Нередкое   сочетание   с   нарушением   слуха (нейросенсорной тугоухостью)
МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
Наблюдается при поражении мозжечка, отвечающего за координацию движений и сохранение мышечного тонуса, и поражения лобно-мозжечковых путей. Редко встречается в изолированном виде — чаще сочетается с другими видами дизартрии
Основные симптомы
Нарушение координации движений в скелетной и речевой мускулатуре (мозжечковая атаксия), нарушение мышечного тонуса
В скелетной мускулатуре
Дискоординация, неустойчивость и размашистость движений, качающаяся походка, резкие отклонения туловища при ходьбе. При попытке синхронного выполнения движений двумя руками больная рука отстаёт. При попытке попасть пальцем издали в ка¬кой-то предмет наблюдается «промахивание». При приближении к цели усиливается тремор рук
В речевой мускулатуре
Нарушение координации между дыханием, голосом и артикуляцией, несоразмерность движений артикуляторных мышц, грубость акцентов, утрированность произношения смычных согласных. Характерна «игра» мышц языка, дрожание кончика языка при выполнении тонких движений. Тонус мышц понижен, подвижность их ограничена, мимика вялая, жевание ослаблено. Имеется назализация речи. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с насильственными выкриками звуков и паузами. Голос вибрирующий, неустойчивый по высоте и тембру, затухающий к концу фразы
БУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ
Вызвана поражением ядер черепно-мозговых нервов или периферических нервов (языко-глоточного, блуждающего и подъязычного), вследствие чего нервные импульсы не поступают в артикуляторные мышцы. Встречается редко ввиду поражения жизненно важных функций организма
Основные симптомы
Развивается вялый периферический паралич (парез) речевых мышц, для которого характерны:
— атрофия мышц (их истончение, уменьшение массы)
— арефлексия (отсутствие или угнетение рефлексов)
— атония (резкое снижение мышечного тонуса)
— грубое нарушение дыхания и голосообразования вследствие пареза дыхательных мышц и паралича (пареза) голосовых связок
— нарушение глотания из-за нарушения глоточных рефлексов
— гиперсаливация
— назализация речи из-за пареза мягкого нёба
ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ
Связана с поражением проводящих путей из коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга (сами ядра не повреждены). Нарушены и ограничены произвольные движения, непроизвольные же движения остаются сохранными. Страдают все артикуляторно сложные звуки. Составляет 95% всех случаев дизартрии
Спастическая форма
Мышечный тонус повышен (центральный паралич), расслабление мышц крайне затруднено. Язык напряжён, оттянут кзади, спинка его закруглена. Часты синкинезии. Спастичность преобладает над парезами
Паретическая форма
Паретичность, слабость артикуляторных, лицевых и жевательных мышц. Язык вялый, широкий, распластанный, занимает почти всю ротовую полость, движения его. резко ограничены. Рот полуоткрыт, гиперсаливация. Повышенная истощаемость речевой мускулатуры. Носовой оттенок голоса из-за пареза мышц мягкого нёба
По степе¬ни тяжести дизартрии делятся на:
Стёртая - самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
Вторая (легкая) — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
Третья (средняя) — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: тяжелая — полное отсутствие речи и голоса; средняя — наличие только голосовых реакций; легкая — наличие звукослоговой активности (И. И. Панченко, 1979)
Наиболее многочисленная группа — дети со средней степенью тяжести дизартрии. Характерные признаки: амимичность, сглаженность носогубных складок. Движения языка ограничены. Затруднено переключение движений, удержание определённой артикуляционной позы. Мягкое нёбо малоподвижно, что обусловливает назальный оттенок голоса. Затруднены акты жевания и глотания, в разной степени выражено слюнотечение.
Симптомы:
- Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры или речевой в целом
- Нарушение подвижности артикуляционных мышщ
- Недостаточность кинестетического восприятия в области речевого аппарата
Специфические симптомы:
- Саливация
- Нарушение дыхания
- Нарушение голоса (громкость, тембр)
- Просодика
- Тремор, гипертензия
- Нарушение координации движения
- Синкинезии
- Наличие патологического рефлекторного орального автоматизма
- Специфическое нарушение звукопроизношения
Клинические симптомы.
Дизартрия редко бывает изолированной. Имеет симптомы разных форм, что связано с тем, что при воздействии вредоносных факторов на развивающийся мозг поражение одних систем нарушает функционирование других. Поэтому дизартрия часто сочетается с ЗРР или алалией.
Проявление спастичности:
-повышенный тонус в мускулатуре губ и языка
-язык в полости рта напряжен
-спинка спастически изогнута
-кончик не выражен
-язык оттянут кзади
-движение языка ограничено
-напряжение спинки приводит к смягчению всех согласных, что вторично ведет к нарушению фонематического восприятия
Гипотония:
-язык тонкий, распластан в полости рта
-губы вялые, не могут плотно смыкаться
-рот постоянно открыт, гиперсаливация
Дистония – при покое отмечается низкий мышечный тонус, при речи возрастает. В звукопроизношении это непостоянство замены и пропуска звуков.
Парез мышц языка сочетается с парезом нижней челюсти. В результате нарушается модуляция голоса и его тембр.
Выполнение артикуляционных упражнений сопровождается гиперметрией.
Синкинезии усиливаются во время эмоционального напряжения. От насильственных движений они отличаются тем, что возникают только в момент произвольного движения.
Дыханию характерен недостаточный объем, глубина, нарушается координация между дыханием и артикуляцией.
Атаксия – дисметричные движения и скандированный ритм речи.
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков
«Усреднённое»  (неотчётливое)  произношение гласных звуков
Преобладание межзубного и бокового произношения щелевых согласных
Смягчение (палатализация) твёрдых согласных
Общая «смазанность» звукопроизношения в спонтанной речи
Трудность автоматизации вновь воспитанных звуков в связной речи
Нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузки
Нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении правильных речевых навыков.
Речь детей с дизартрией смазанная, нечёткая, тихая. Нарушено звукопроизношение, затруднено произношение стечений согласных звуков. Как следствие страдает звуковой анализ.
Мария Федосеева(Аркунова) 29.10.2011, 20:43 Комментарии 1
КОММЕНТАРИИ
Жду другие от Вашей группы.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: