Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного (тактильного) развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, речевого, эстетического воспитания детей.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.
Целью моей дидактической игры по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми мной было разработано дидактическое пособие «Сказочный лес», направленное на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.
По каждому направлению коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, коррекции нарушений речи, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка) разрабатываются дидактические игры, решающие определенные задачи по развитию зрительного восприятия. Дидактическая игра имеет одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с неполноценным зрением. Игры разрабатываются и изготавливаются педагогами с учетом назначений врача-офтальмолога, зрительных нагрузок и цветности.
Пособие «Сказочный лес», является многофункциональным, мобильным и легким в использовании для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Оно может быть применено в различных образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, художественное творчество. Пособие, удобно использовать в совместной деятельности воспитателя и детей, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, и в свободной игровой деятельности.
Игровое пособие «Сказочный лес» состоит из нескольких частей.
1. 4 разных вида деревьев: клен, береза, дуб, сосна, стволы деревьев с разной поверхностью: мягкая (поролон), ребристая (гречка), выпуклая (фасоль) и гладкая. Сверху каждое дерево с одной стороны обклеено тканью (где поверхности разная на тактильную чувствительность), с другой стороны покрашены гуашевыми красками и бесцветным лаком. У каждого дерева есть подставка в виде корней данного дерева (деревья можно использовать вертикально и горизонтально).
2. К каждому виду дерева надо подобрать свои: корень, ветку, плод, листья (используя тактильные ощущения и зрительные анализаторы). Листья разного цветового спектра: зеленые, желтые, оранжевые, красные, бежевые, коричневые – темно, светло, ярко – зеленые, желтые…..и т. д.
3. Каждое дерево отличается между собой на ощупь, по цвету, по размеру и цвету листьев, плодов, корней. В состав игры входят различные животные и птицы.
Дидактическое пособие помогает решить следующие коррекционные задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Развитие тактильной чувствительности, познавательной активности.
3. Учить детей с помощью тактильных ощущений сравнивать различные поверхности.
4.Развитие восприятия пространственного расположения цветных элементов, периферического зрения, памяти.
5.Развитие навыков сравнения.
6.Тренировка в запоминании цвета, активизация внимания, стимулирование активного употребления знакомых названий цветов.
7.Развитие пространственного мышления, прослеживающих функций.
8.Упражнение в локализации.
9.Развитие зрительно - двигательной координации.
10. Коррекция зрения и зрительного восприятия:
развитие способности систематизировать эталоны цвета, формы и величины:
11. Развития речи детей:
а). Усвоение ими родного языка, формирование речи.
б). Обогащение и активизация словаря детей (предметное, глагольное, словарь признаков).
в). Составление словосочетаний.
г). Составление распространенных синтаксических конструкций.
Задания с использованием дидактического пособия «Сказочный лес».
1. Для детей младшего, среднего и старшего возраста на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
2. Для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста на формирование элементарных математических представлений.
3. Для детей всех возрастных групп дошкольного возраста по развитию речи, во взаимодействии и по рекомендациям логопеда и тифлопедагога.
4. Для всех возрастных групп дошкольного возраста, направленные на закрепление понятий, связанных с сезонными изменениями - времен года (осень, зима, весна, лето).
5. Для детей младшего, среднего и старшего возраста на ориентировку в пространстве.
Пособие «Сказочный лес» предназначено для работы воспитателей, психологов, логопедов, тифлопедагогов. Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, с разными речевыми и зрительными патологиями. Эта игра находит применение во многих областях образовательной деятельности и помогает достигать многих целей и решать различные воспитательно – образовательные задачи. Пособие «Сказочный лес» доставляет детям радость, эмоциональное настроение, исключает однотипность и монотонность на занятиях и играх.