Логомаг

Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Формирование манипулятивной деятельности рук у детей с врожденной патологией ЦНС и ОДА на занятиях лепкой соленым тестомДети с врожденной патологией ЦНС и ОДА

Материал подготовлен
Кучеровой Еленой Владимировной, воспитателем, психолого-педагогической службы.
Научно-практический центр детской психоневрологии


 Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое сопровождается нарушением двигательных способностей.  Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются не уверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и др.). Навыки самообслуживания развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако, могут быть нарушения походки, движения замедленные и неловкие, имеются недостатки в мелкой моторики.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, поскольку напрямую связано с поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предмета, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия,  различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений. 

  В коррекционно-педагогической работе необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.   Во время коррекционной работы желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой). 

Так же необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытие кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

     Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания. Обучение обязательно должно учитывать психологические особенности больных детей. 

Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. В программу должны включаться дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.

Лепка – полезный вид творчества: развивает художественный вкус,  воображение,  расширяет познания об окружающем мире, представление о форме и цвете, влияет на мелкую моторику рук, точность движений, корригирует нарушение мышечно-суставного чувства.  Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. 

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, (т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвету, вес, пластичности;)

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его;

 - развивать ребенка эстетически. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты;

- синхронизировать работу обеих рук.

   Основная цель работы  – раскрыть вопросы методики работы с детьми ДЦП по обучению и овладению техники лепки из соленого теста. 

Задачи:

1.Создание условий для развития личности ребенка

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству

3.Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка

4. Знакомство детей с соленым тестом

5.Обучение разнообразным приемам действий с тестом: разминание, отщипывание, сплющивание и т.д.

6. Развитие мелкой моторики рук.

   Программа предназначена для детей с различными  видами моторного нарушения. Возраст детей от 6 до 17  лет, программа разработана на основе опыта проведения практических занятий. 

Продолжительность занятий  30  мин. Иногда приходиться начинать с 10-15 мин. И постепенно увеличивать время занятий, а иногда и наоборот -  сокращать занятия до 10 мин., в зависимости от состояния ребенка.

Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами – по 2-3 ребенка.

При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного задания раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.   

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с соленым тестом

Соленое тесто - материал экологически чистый, 

- безвредный, безопасный (обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!),

 - доступный (можно приготовить в любой момент), 

- дешевый,

-  обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, 

простотой использования, легко отмывается и не оставляет следов. 

Для приготовления соленого теста берем:

2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 20 грамм подсолнечного масла. В миску насыпать муку и соль, тщательно перемешать деревянной ложкой, затем сделать углубление и вылить всю воду. Сделав из теста колобок, тщательно и долго вымешивать на столе, присыпанном мукой. Если тесто прилипает к рукам, добавьте немного муки. Если тесто рассыпается влить немного воды. 

Хранение теста

Хранить соленое тесто хранить удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет, хранит не более 2-3 дней. 

Для окрашивания теста используют пищевые краски или натуральные красители (какао-порошок, свекольный сок), кофе, чай или чернила могут заменить воду из основного рецепта. 

Сушка изделий

Сушат изделия на батарее или в духовке при низкой температуре, летом - на солнце.

Первый раз изделие запекают при низкой температуре 100, а во второй раз – 125., что позволяет тесту равномерно подсохнуть, без образования вздутий и пузырей.

Можно сушить изделия в микроволновой печи. Поставит температуру на среднюю или на 450 W – на 40 секунд, а затем на 600W – на 20 секунд. После этого дать остыть и можно красить. 

Для раскрашивания готовых, высушенных  изделий можно  использовать  белую масляную краску в качестве грунтовки, а можно сразу приступать к раскрашиванию гуашью. Так же можно использовать для раскрашивания  акриловые и  акварельные краски, мягкие цветные карандаши, фломастеры, пастель.

Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобиться прозрачный лак.

Используйте различные виды лака: глянцевый, полуглянцевый и матовый. Лучше применять лак на основе синтетической канифоли, поскольку он лучше предохраняет от сырости. Хотя можно использовать прозрачный лак для ногтей.

Уход.

Удалять пыль, оседающую на изделия из соленого теста, с помощью фена для сушки волос или сметай ее толстой мягкой кисточкой. Никогда не используйте влажную губку. Вы можете время от времени подсушивать изделия в духовке, чтобы они приобрели свежий вид.

Для занятий лепкой понадобятся:

Тесто, доска для лепки, скалка для раскатывания теста, тряпочка для рук, нож или стека, зубочистка, колпачки от фломастеров -  для создания различных отпечатков, бусинки, бисер, крупа (гречка, рис, горох) – для украшения подделок; подставка для готовых работ из картона или плотной бумаги; чесноковыжималка (для создания хвоста, травинок); ситечко; кондитерские или пластмассовые  формочки; алюминиевая фольга.

Подготовка рабочего места:

- лепить надо на доске, положенной на стол, покрытой клеенкой или бумагой;

- рекомендуется постелить на пол газету, чтобы не напачкать пол.


М Е Т О Д И К А   проведения занятия


Одна из основных задач лепки – развитие творческого мышления.

Необходимо, прежде всего, заботиться не о том, чтобы дети выполнили какое-либо изделие. А о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума, разрабатывалась мелкая моторика.   Когда ребенок захватывает предмет необходимо следить за тем, чтобы ребенок захватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами.

    Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки,  клавиши, пластилин. 

   Для тренировки противопоставления и отведения – привидения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание большим и указательным пальцами.

Занятие лепкой имеет следующую структуру:

1. Вступительная беседа

Основное назначение вступительной беседы – разъяснение задания, выяснения из каких частей состоит предмет, как его  будим лепить, какие приемы использовать. Она не должна быть продолжительной. Никогда не перегружать беседу не имеющими прямого отношения к заданию сведениям,  какими  бы они не были интересными, занимательными, поучительными сами по себе. Например, перед лепкой  гусеницы или кошечки не всегда нужно говорить об образе жизни, местах обитания, питания животного и пр. 

 Во время беседы можно использовать сюрпризный момент:  стихи, потешки, загадки, забавные игрушки. 

2. Организация практической работы

После вступительной беседы дети переходят к практической работе по выполнению изделия.

Вся работа выполняется детьми самостоятельно, не под диктовку. Воспитатель следит за работой каждого ребенка,  прибегая к индивидуальной помощи. Когда необходимо подсказать какое-либо интересное решение, изменения в форме изделия или отдельных его деталей.  Делать это нужно  ненавязчиво,   тактично, в форме совета, а не указаний, побуждая ребенка к творчеству. Если у ребенка что-то не получается, взять его руки в свои показать нужные движения.

3. Подведение итогов

В конце занятия воспитатель подводит итог проделанной работы. Основное назначение этого этапа – обратить внимание детей на их достижения, обязательно всех похвалить, особенно детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Давая оценку изделия, кроме положительных моментов, дать возможность внести необходимые исправления для улучшения поделки. Даже тогда, когда ребенок считает его законченным, не замечая некоторых недочетов. В таких случаях нужно прямо указать на эти недочеты, предложить их устранить и если необходимо помочь в этом.

Подводя итоги урока, воспитатель должен отметить для себя наиболее типичнее недостатки, которые проявились в  работе детей, и выявить их причины. При подготовке к последующим занятиям нужно продумать, как  процессе их проведения избежать этих недостатков и по возможности исправить ошибки предшествующих занятий.

Важный вопрос: как поступить с поделками в дальнейшем?

Обычно лучшие работы отбирают на выставку, а остальные можно раздать детям. Работы, которые никому не нужны, лучше всего опять пустить в «дело», соединить их с общими запасами. Это нужно сделать так, чтобы не огорчить и не обидеть детей. Ни в коем случае нельзя проделывать такую операцию тайно или без предупреждения. Им следует сказать заранее, что будет сделано в дальнейшем с поделками, и объяснить, что самое главное – то, что они лепят, работают, как настоящие мастера. Но настоящие мастера никогда не хранят и не собирают всего, что  они сделали. Иногда истинное произведение создается годами, а все остальное художник перерабатывает.


Тематика и краткое содержание занятий


1.    Знакомство с тестом.

- Знакомство детей с тестом (прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с тестом, дать возможность ощутить фактуру, свойства).

   Упражнения с тестом:

1.Отщипывать кусочки двумя пальчиками. 

2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой.

3. Катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

4. Скатать маленький шарик и расплющить его пальчиком, скатать большой колобок расплющить его ладошкой.

 2. Оттиск различных  предметов

Рельефные углубления можно сделать, вдавив в тесто пуговицы (из которых можно сделать штампы), колосья, травинки, любые предметы. Путем отпечатков можно создать различные картины или украсить рамки.  

    - Раскатать пласт толщиной 1-1,5 см, сделать отпечаток руки, обрезать края, придать ему форму (прямоугольную, овальную и  т.д.). После сушки разукрасить краской.

     - На раскатанный пласт можно положить засушенные цветы, другие растения слегка прижать их к тесту пальцем. Накрыть их тканью, прокатать скалкой. Пинцетом или руками убрать отпечатываемые предметы. После сушки раскрасить краской.     

3. Лепка по форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые формы – банки, пластиковые бутылки, зубочистки и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяет избежать лишней работы.        

     - обмазываем соленым тестом баночку от детского питания, и украшаем золотыми нитками, бисером или бусинками, кусочками шерстяных ниток или крупами, фигурной вермишелью - получаются очень необычные вазочки 

      - обмазываем грецкий орех, делаем ему глазки и рот из крупы - получается колобок 

      - обмазываем грецкий орех и фундук, обкатываем в пшене или кукурузной крупе, соединяем - получается цыпленок 

      - облепляем коробочку от киндер-сюрприза или баночку от фотопленки, вставляем спички-ножки, прилепляем головку - получается лошадка, бычок, жираф или ослик - на ваш вкус. 

      - облепляем крышку от банки, вставляем  свечку - получается подсвечник 

      - облепляем стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками - получаем снежный домик .

4.  Лепка объемных фигур (предметная лепка)

Основные приемы работы с тестом:

1. Изготовление колбаски: кусок теста сжать в руке, чтобы придать ему слегка вытянутую форму, раскатать движениями взад-вперед на доске или между ладонями. Чтобы выровнять колбаску, дополнительно раскатать утолщенные места пальцами на доске. 

Как преобразовать форму цилиндра:

- свернуть в кольцо (бублик, колесико, обруч)

- скрутить в спираль (клубочек, улитка, змея)

- сплющить в ленту (листок, шарфик)

- раскатать в конус (морковь)

- свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение)

2. Изготовление шарика: размятый кусок теста несильно сжать с разных сторон между ладонями, чтобы придать ему шарообразную форму, затем раскатать его круговыми движениями на доске. Чтобы сделать маленький шарик, раскатать круговыми движениями пальцев, или большим или указательным пальцами

Как преобразовать шар:

- слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать эллипс (воздушный шарик, дыня)

- оттянуть с одной стороны (груша, матрешка)

- сплющить между ладонями в диск (лепешка)

- сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза)

Упражнения

     Если ребенок уже умеет катать колбаски, можно слепить змей, червячков и улиток, и прилепить их на большой листочек из зеленого картона. 

     Если взять половину скорлупки от грецкого ореха, и добавить колбаски из соленого теста, то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху. 

5.Сюжетная лепка 

Требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее  дополнить лепку деталями. Составлять композиции могут как младшие дети так и взрослые. Младшие могут использовать более легкий сюжет. Например, слепить из теста лист и на него с помощью кисточки смоченной водой прилепить заранее слепленную божью коровку или какого-нибудь жучка. Для детей постарше можно предложить более сложные сюжеты.

Сюжетом для лепки могут служить  эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

      - Создать фон на листе картона – нарисовать картину карандашами  и красками – затем слепить из теста детали. Например, нарисовать двор, затем из теста слепить животных.

     - На бумажной тарелке разместить слепленные из теста, подсушенные и разукрашенные  фрукты или овощи.

     - Слепить из теста гнездо с цыплятами. Высушить в микроволновке, затем разукрасить.

     - Слепить гусеницу из теста, а для создания сюжета оформить композицию. На пласте теста или картона травку с цветами и солнышко. Посушить, разукрасить.

     - Слепить из теста тонкие длинные жгутики, переплести их, а сверху украсить вылепленными из теста цветами с листочками. Посушить, разукрасить.

      - Лепить из теста буковки, а потом складывать их них слова.

6.Лепка с помощью трафарета            

     Раскатываем соленое тесто с помощью скалки слоем около 7 мм, вырезаем из него фигурки формочками для теста или специальными формочками. Сушим, разукрашиваем красками и можем использовать как украшения (например, для елки), можем создать панно (разукрасить картон – создать фон – приклеить клеем ПВА разукрашенные фигурки, создавая сюжет).

7. Создание панно, медальонов

Эта работа рассчитана для детей старшего возраста. На пласте теста выполняются украшения из теста. Это плоскостной вид работы.

      - Раскатать тесто толщиной 1-1,5 см и формочкой вырезать кружок-основу. Из теста вылепить виноградную гроздь: маленькие шарики и  три листика. На листики нанести стекой или ножом прожилки. Смазать медальон водой, закрепить шарики в форме виноградной грозди. Также закрепить и листики. Изделие просушить, разукрасить, покрыть лаком.

     - Раскатать тесто слоем 1,5-2 см по шаблону вырезать сердечко. Сделать листики и ромашки и закрепить их на сердечке, предварительно смочив кисточкой с водой. Изделие высушить, разукрасить.  Можно лепить любые цветы или сюжеты.

     - Из плотного картона вырежем шаблон рамки. Раскатаем тесто толщиной 0,5-0,7 мм. Приложив картон к раскатанной поверхности, аккуратно отрежем лишнее при помощи ножа. Вылепим элементы для украшения рамки. Оформим рамку декоративными элементами, не забывая смачивать водой места контакта. Просушить изделие, раскрасить.


Заключение

На первых занятиях замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять. Высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Так же на первых занятиях в основном использовали с детьми формочки для лепки. Ребятам очень нравилось лепить различные фигурки, а после сушки раскрашивать их и создавать свои картины (см. приложение). Очень нравится ребятам на листе картона нарисовать картину карандашом,  затем слепить из теста детали. Например, ветка винограда, ягоды в вазе. Далее стали лепить объемные фигурки  животных. Стали создавать небольшие картины, приклеевая их на картон: береза, остров, рыбка (см. приложение). Сложные поделки из соленого теста выполнялись из простых элементов - колобков, колбасок, лепешек. Очень нравится ребятам лепить цветы (см. приложение). Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание вылепленных изделий. Для раскрашивания используются  краски - гуашь, акварель. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы . Чувствовалось, что ребятам сложно выполнять такую работу, у них был страх испортить свою работу. После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к другому этапу работы более сложному. Вместе с родителями ребята создали большое панно (см. приложение). На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях. Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые я использую в работе с детьми. Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого используются  разнообразные фигурки из соленого теста, по итогам проведенных выставок и конкурсов, был оформлен фото альбом. (Наши панно учавтвовали в в конкурсе «Сказка – ключ к взаимопониманию между народами»). Большое место на занятии занимают игры с разнообразным готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами (грецкий орех, карандаши). "Сухие бассейны" наполненные косточками разных размеров, пуговицами, пробками, камешками, горохом, фасолью.

На фотографиях в  приложении, я хотела наглядно показать, как дети с разными диагнозами ДЦП занимаются с соленым тестом, как они работают  руками: держат инструмент, лепят из теста.


    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом-М., 1989

2.       Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич/ Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина – М.: Просвещение, 2004

3. Казагранда Бриджит Поделки из соленого теста. Практическое пособие М.,АРТ-РОДНИК,2007

4. Кард В.А., Петров С.К. Пластилин: игрушки из пластилина. М., «Рипол классик»2001

5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: книга для учителя. М., Просвещение,1989

6. Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. М., «Карапуз-дидактика»,2005

7. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов/Пер. с пол. – М., «Мой мир», 2006

8. Рубцова Елена. Фантазии из соленого теста, М. «Эксмо»,2007

9. Сахарова О.М. Лепка и аппликация для самых маленьких. СПб.. Изд.дом Литера, 2009

10.       Своими руками. М., «Росмен»2000

11.       Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки, панно. М.,2004

12.       Сост. Давыдова Т. Лепим из пластилина и соленого теста. М., «Стрекоза-Пресс», 2004

13.       Ханова И.Н. Соленое тесто: фантазии из муки, соли и воды. – М.: Аст-пресс книга. 2006

14.      Хоменко В.А., Соленое тесто: шаг за шагом – Харьков,2007

15.      Фирсова А.. Чудеса из соленого теста – М.: Айрис-пресс, 2008

16.     Чаянова Г.Н., Соленое тесто (для начинающих). – М.:Дрофа-Плюс, 2005 











































Елена Власова 21.06.2014, 20:06 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: