В последние десятилетия у подавляющего большинства детей (90%) 
наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной 
активности. Графомоторные навыки данной категории детей отличаются 
незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У 
детей отмечается неправильная передача пространственного положения 
предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта 
размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для 
владения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных 
временных и оптико-пространственных представлений, фонематического 
восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. 
Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, 
необходимых для успешного овладения грамотой. Дошкольники с ОНР ещё не 
способны проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании 
образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое 
количество времени на копирование образца .
Алипенко Татьяна Александровна, педагог-психолог предлагает свою программу, составной частью которой является развитие графомоторных навыков.
Задачи программы:
1.	Развитие зрительного внимания. 
2.	Развитие стратегий зрительного опознавания. 
3.	Развитие графомоторных функций. 
Состоит
 из 4-х занятий, включающих цикл упражнений. Проводятся индивидуально 
либо в мини-группах (по 2-4 человека) психологом. Рассчитана на детей 
5-7 лет. Длительность занятия – 15-30 минут (в зависимости от возраста 
детей).
Занятие 1.
Упражнение 1. “Пирамидка”.
Инструкция:
 Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно. 
Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется 
время – 1-3 мин.) 
Упражнение 2. “Найди отличия” (рисунок 1).
Инструкция:
 Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и 
обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже 
на сюжетных).
Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.
Инструкция:
 Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках 
(например: чайник без носика, собака без хвоста и т.д.).
Минутка
 отдыха: Соединить руки ладонями – каждый палец левой руки с 
соответствующим пальцем правой при проговаривании слов “встречаются” 
друг с другом.
– Мама, мама!
– Что сынок?
– Гости едут!
– Ну и что?
– Здрасте, здрасте! (Чмок, чмок, чмок)
– Проходите, не спешите, только ножки оботрите!
Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.
Инструкция:
 Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой 
предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее 
крупных).
Упражнение 5. “Узнай картинку” (рисунок 2 – верхний).
Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.
Занятие 2.
Упражнение 1. “Перцептивное моделирование”.
Инструкция:
 Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого 
нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части 
различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться 
должно только одно животное).
Упражнение 2. “Рисование в воздухе”.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет (дом, цветок, автомобиль и т.д.).
Упражнение 3. “Загадка” (рисунок 2 – нижний).
Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.
Упражнение 4. “Дорисуй картинку и раскрась” (рисунок 3).
Инструкция:
 Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же, 
чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась 
его.
Упражнение 5. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.
Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.
Занятие 3.
Упражнение 1. “Корректурная проба”
Инструкция:
 Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по 
инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время 
выполнения).
Упражнение 2. “Обведи по точкам картинки”.
Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).
Упражнение 3. “Разрезные картинки”.
Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).
Минутка отдыха: см. занятие 1.
Упражнение 4. “Путаница”.
Инструкция:
 Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для 
этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где 
заканчивается её путь.
Упражнение 5. “Дополни до целого” (рисунок 4).
Инструкция:
 Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За 
чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только
 те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.
Занятие 4.
Упражнение
 1. “Проведи линии по точкам” Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные 
линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.
Упражнение 2. “Найди нужные предметы” 
Инструкция: Предлагается посмотреть на картинку и показывать в прямом порядке цветы и в обратном – звёздочки.
Упражнение 3. “Плавные дорожки” 
Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.
Упражнение 4. “Заплатка”.
Инструкция:
 Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из 
предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж. 
Равенна). 
Упражнение 5. “Разрезные картинки”.
В презентации можно посмотреть  направления работы и задания   по данному вопросу , предложенные Иншаковой О.Б.:
Раздел   1. Узнавание изображений реальных предметов и их контуров
С
 помощью заданий, предлагаемых в данном разделе, у детей развиваются 
способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных 
предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному 
расположению, в нахождении сходств и отличий.
Дошкольники и 
школьники учатся различать контурные изображения предметов, 
перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на 
друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных 
контуров.
Если у ребенка при выполнении заданий на зрительное 
распознавание не цветных перечеркнутых и наложенных контурных 
изображений возникают серьезные трудности, допустима предварительная 
цветная обводка контуров или раскрашивание рисунков.
Раздел 2. Формирование зрительного слежения
Раздел   3. Формирование зрительно-моторной координации
Здесь
 используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения 
подкреп¬ляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо
 и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей 
формируется зрительно-моторная координация.
Раздел   4. Развитие зрительно-моторной координации
В этом разделе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыду¬щих разделов, закрепляются и автоматизируются.
В
 результате проведенной работы ребенок сможет правильно осуществлять 
графи¬ческую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно 
исправлять допу¬щенные графические ошибки.











