Логомаг

Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Профилактика нарушений графомоторного навыкаПрофилактика и коррекция нарушений письма и чтения

Материал подготовила Ольга Симонова, учитель-логопед МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9
п. Северный Белгородского района Белгородской области»


В последние десятилетия у подавляющего большинства детей (90%) наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности. Графомоторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Дошкольники с ОНР ещё не способны проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование образца .
 
Алипенко Татьяна Александровна,
педагог-психолог  предлагает свою программу, составной частью которой является развитие графомоторных навыков.

Задачи программы:
1. Развитие зрительного внимания. 
2. Развитие стратегий зрительного опознавания. 
3. Развитие графомоторных функций. 

Состоит из 4-х занятий, включающих цикл упражнений. Проводятся индивидуально либо в мини-группах (по 2-4 человека) психологом. Рассчитана на детей 5-7 лет. Длительность занятия – 15-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Занятие 1.
Упражнение 1. “Пирамидка”.
Инструкция: Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно. Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется время – 1-3 мин.) 
Упражнение 2. “Найди отличия” (рисунок 1).
Инструкция: Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже на сюжетных).
Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.
Инструкция: Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках (например: чайник без носика, собака без хвоста и т.д.).
Минутка отдыха: Соединить руки ладонями – каждый палец левой руки с соответствующим пальцем правой при проговаривании слов “встречаются” друг с другом.
– Мама, мама!
– Что сынок?
– Гости едут!
– Ну и что?
– Здрасте, здрасте! (Чмок, чмок, чмок)
– Проходите, не спешите, только ножки оботрите!
Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.
Инструкция: Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее крупных).
Упражнение 5. “Узнай картинку” (рисунок 2 – верхний).
Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.

Занятие 2.
Упражнение 1. “Перцептивное моделирование”.
Инструкция: Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться должно только одно животное).
Упражнение 2. “Рисование в воздухе”.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет (дом, цветок, автомобиль и т.д.).
Упражнение 3. “Загадка” (рисунок 2 – нижний).
Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.
Упражнение 4. “Дорисуй картинку и раскрась” (рисунок 3).
Инструкция: Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его.
Упражнение 5. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.
Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.

Занятие 3.
Упражнение 1. “Корректурная проба”
Инструкция: Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время выполнения).
Упражнение 2. “Обведи по точкам картинки”.
Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).
Упражнение 3. “Разрезные картинки”.
Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).
Минутка отдыха: см. занятие 1.
Упражнение 4. “Путаница”.
Инструкция: Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.
Упражнение 5. “Дополни до целого” (рисунок 4).
Инструкция: Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.

Занятие 4.
Упражнение 1. “Проведи линии по точкам” Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.
Упражнение 2. “Найди нужные предметы” 
Инструкция: Предлагается посмотреть на картинку и показывать в прямом порядке цветы и в обратном – звёздочки.
Упражнение 3. “Плавные дорожки” 
Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.
Упражнение 4. “Заплатка”.
Инструкция: Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж. Равенна). 
Упражнение 5. “Разрезные картинки”.

В презентации можно посмотреть  направления работы и задания   по данному вопросу , предложенные Иншаковой О.Б.:
     
Раздел   1. Узнавание изображений реальных предметов и их контуров
С помощью заданий, предлагаемых в данном разделе, у детей развиваются способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий.
Дошкольники и школьники учатся различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров.
Если у ребенка при выполнении заданий на зрительное распознавание не цветных перечеркнутых и наложенных контурных изображений возникают серьезные трудности, допустима предварительная цветная обводка контуров или раскрашивание рисунков.

Раздел 2. Формирование зрительного слежения

Раздел   3. Формирование зрительно-моторной координации
Здесь используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкреп¬ляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.

Раздел   4. Развитие зрительно-моторной координации
В этом разделе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыду¬щих разделов, закрепляются и автоматизируются.
В результате проведенной работы ребенок сможет правильно осуществлять графи¬ческую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допу¬щенные графические ошибки.

Марианна 01.06.2011, 19:35 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: