Логомаг

Документация логопеда

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

статья. Сапронова О.В. Специфика технологической карты логопедического занятия.Документация логопеда

Сапронова О.В. Специфика технологической карты логопедического занятия. Актуальные проблемы образования и общества / Сборник научных трудов в 2-х томах. Том 1. - Ярославль, ЯФ ОУП ВПО «АТ и СО», 2014. – с. 223-226.


Современные педагогические процессы развиваются в новой парадигме дидактической технологизации, которая базируется на идее системного подхода. С введением ФГОС второго поколения и  изменением требований к результатам образования возникла  необходимость пересмотра методики конструирования логопедических занятий, цель которых -  использование более эффективных методов коррекции специфических нарушений речи. Одним из требований  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. В.М. Монахов предметом педагогической технологии считает конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения [3]. 

         Одним из эффективных инновационных методов коррекции и развития речи является использование технологических карт в деятельности учителя-логопеда. В специальной педагогике не разработаны, не описаны технологические карты занятий, поэтому перед специалистами (учителями-логопедами, дефектологами, психологами) возникает необходимость создавать свои образцы и обсуждать их. 

         Технологическая карта - это новый вид методической продукции, который в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса с  описанием  алгоритма построения педагогического воздействия от цели до результата. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость, использование новейших научных  достижений. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, обобщенно-графическое выражение сценария урока (занятия), основа его проектирования, средство разработки  индивидуальных методов работы. В процессе конструирования технологической  карты у педагога возникает возможность отразить синергетическую составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке (занятии), что является весьма актуальным для коррекционно-развивающего обучения и воспитания. 

          Унифицированной, отработанной формы технологической  карты урока (занятия) пока не существует. Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (средства достижения цели); организационный; деятельностный (структуризация на действия и операции)[4]. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Содержание карты предполагает название этапа урока, цели этапа урока, содержание этапа, деятельность учителя, деятельность учащихся по формированию УУД, формы работы, рефлексия, планируемый результат по формированию практических компетенций. Разработчики технологических карт  привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

          При конструировании технологической карты современного логопедического занятия должны учитываться специфические особенности коррекционного обучения. Для учителя-логопеда понятие «универсальные учебные действия» конкретизировано к понятию «речевые универсальные учебные действия» (РУУД). Любой специалист коррекционной педагогики понимает, что из этого термина следует, что речевые универсальные учебные действия делятся на импрессивные (восприятие и понимание вербальной информации) и экспрессивные (непосредственная моторная реализация устной и письменной речи). Кроме того, психолингвистический аспект логопедии предполагает проектирование на уровне ВПФ обоих векторов реализации речевого поступка. Соответственно, в технологической карте логопедического занятия необходимо разделение блока формирования РУУД на три направления (сообразно поставленной цели коррекционного воздействия). Задачи занятия, прописываемые в технологической карте, формулируются традиционно: коррекционно-формирующие, развивающие и воспитательные (с учетом необходимости уделять внимание формированию, развитию и коррекции  на каждом занятии слухо-зрительно-моторных координаций – «СЗМК» и оптико-пространственных представлений – «ООПр»). Этап рефлексии на логопедическом занятии представлен в виде  самостоятельной практической речевой деятельности (СПРД) и может быть разделен на такие виды реализации речевого поступка как устный ответ (экспрессивная часть), самостоятельное письмо, коммуникация со сверстниками, учителем-логопедом или с использованием компьютерных средств обучения. 

          В технологической карте логопедического занятия проектируются практические речевые компетенции по теме, формирующиеся на базе РУУД, отрабатываемые на данном занятии. Планируемые результаты логопедического занятия в виде сформированных отдельных речевых компетенций и общей речевой компетентности по теме должны быть критериально  прописаны по шкале математических параметров (например, от 0 до 4) с формулировкой содержания значения каждого параметра. Поскольку в современном логопедическом занятии учитель-логопед активно использует возможности технических средств обучения (например, наглядные дидактические слайдовые презентации), порядок их предъявления также отражается в технологической карте занятия.

          Технологические карты логопедических занятий структурируют синергетический подход в организации коррекционно-педагогического взаимодействия логопеда и ребенка с речевыми проблемами, способствуют упорядочиванию всех составляющих занятие направлений. Применение технологических карт в деятельности учителя - логопеда способствует  формированию инновационной проектной коррекционно-педагогической деятельности и возможности выявления и прогнозирования  предполагаемых образовательных результатов. Целесообразно вынести  проблему разработки единой концепции технологической карты для логопедических занятий на обсуждение ученых и практикующих специалистов в области логопедии.

                                                   

                                                        Литература.

1. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока. //http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/

2. Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.

3. Монахов В.М., Бахусова Е.В., Олейникова И.А. Педагогическая технология В.М.Монахова от А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса: Липецк: ИРО, 2007.

4. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077


Юлия Покровская 01.04.2015, 22:38 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: