Логомаг

Информационный технологии в специальном образовании

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Интерактивные технологии в подготовке студентов-дефектологовИнформационный технологии в специальном образовании

Пост написан на основе статьи, опубликованной в одном из сборников по результатам конференций.
Авторы: Лынская М.И., Москва, МПГУ; Пострыгайло Д.Ю., Москва, МПГУ ;Юлдашев Ж.Б., Москва, МПГУ
"Возможности интерактивных и информационных технологий при подготовке кадров логопедического профиля"


Современные концепции перехода на уровневую систему высшего образования предполагает внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс; современные федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования регламентируют нормативное количество времени аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах (не менее 20 %). В связи с этим, исследование, посвященное возможностям использования интерактивных и информационных технологий при подготовке логопедических кадров актуально в настоящее время. 

Использование интерактивных и информационных технологий обучения требует от дефектолога, в том числе логопеда, наличия дополнительных профессиональных компетенций. Логопед в современных условиях развития системы образования лиц с нарушениями речи должен не только иметь  представление о существующих образовательных технологиях, технических средствах и информационных технологиях, но и владеть методикой их использования в образовании,   уметь  проектировать и использовать коррекционно-развивающую среду с использованием перечисленных средств и технологий. С другой стороны, преподаватель вуза, формирующий у будущих логопедов соответствующие компетенции, также должен быть ориентирован в современных педагогических технологиях и использовать их в своей педагогической деятельности. 

       Таким образом, преподаватель высшей школы должен знать и понимать основные направления и тенденции развития интерактивных  технологий; методы, методики и технологии проведения обучения с широким использованием новых интерактивных информационных и коммуникационных технологий. В свою очередь использование преподавателем интерактивных технологий позволит сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами для реализации различных видов учебных занятий и образовательных, педагогических технологий. Современные рабочие программы дисциплин должны предусматривать методическое обоснование выбора образовательных технологий; план аудиторных  занятий  с использованием новейших интерактивных  и информационных технологий. 

      Применение интерактивных технологий в образовательном процессе кардинально меняет характер процесса обучения студентов-дефектологов – повышается уровень восприятия студентами материалов учебных дисциплин, улучшаются результаты обучения за счет более высокой степени усвоения знаний.

      Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между студентами и преподавателем без использования компьютера. Комплекс интерактивных и информационных технологий, используемых в системе высшего профессионального образования (ВПО) включает в себя: brainstorm (технология «мозгового штурма»), тренинги, деловые и ролевые игры, case-технологии, учебные дискуссии, программированное обучение (в т.ч. компьютерное), метод проектов, учебные экскурсии, интерактивные лекции, уроки-состязания, дидактические игры, разбор почты руководителя, видеопрактикумы, активные семинары и др. 

      Процесс образования с использованием интерактивных методов можно считать инновационным, если совершенствование будет касаться не только содержания учебного материала, но и сочетания методов и внешнего оформления занятия. 

      Одним из интерактивных методов являются ролевая, деловая и  дидактическая игры. Занятие, построенное в форме дидактической игры, направлено на моделирование педагогической ситуации (например, фронтальное занятие с детьми) с целью принятия самостоятельных решений студентами в моделируемой ситуации. Дидактические игры позволяют повысить уровень усвоения материала за счет повышения мотивации, преподаватель в свою очередь может оценить индивидуальные особенности каждого студента, выявить проблемы переноса материала, предоставляемого на лекциях в практическую деятельность будущих специалистов. Подобные занятия, безусловно, стимулируют творческую активность студентов. Дидактические игры эмоционально насыщают занятия, что позволяет активизировать обычно пассивных студентов. Задача обучения студентов моделированию коррекционно-развивающей среды решается в процессе подготовки материалов к проведению дидактических игр. Ролевые и дидактические игры обязательно должны включать следующие структурные компоненты: сценарий, правила, индивидуальная деятельность, групповое обсуждение, представление результатов. Ролевые игры также направлены на имитацию педагогических ситуаций; каждый студент выбирает себе роль, в соответствии с которой выполняет действия, аналогичные реальной действительности. Например, при изучении дисциплины «Организация работы логопеда в структурах образования» возможно проведение деловой игры «Беседа логопеда с воспитателями», «Педагогический совет», «Родительское собрание». Подобные деловые игры позволяют сформировать у студентов навыки разрешения конфликтов, профессионального представления результатов собственной деятельности, в целом сформировать творческое мышление будущих логопедов на основе деонтологических позиций, развивают психологическую пластичность. Таким образом, перечисленные виды игр интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие,  психологические, педагогические ситуации; дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем, формируя общекультурные и профессиональные компетенции. Дидактические и ролевые игры можно использовать после прочтения лекций или организовывать весь учебный процесс изучения модуля дисциплины в виде ролевых игр. Деловые игры могут также использоваться с целью промежуточного и итогового контроля. 

        Другим известным интерактивным методом обучения является «мозговой штурм», позволяющий найти нетрадиционные решения сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. При проведении мозгового штурма преподаватель разделяет группу студентов на две подгруппы: одна группа, перед которой будет поставлена задача как можно большего количества идей; вторая группа, осуществляющая экспертную оценку идей, эксперты должны отобрать наиболее результативные идеи. В начале занятия, либо заранее по электронной почте преподаватель сообщает студентам тему, цель и задачи мозгового штурма. Желательно проводить мозговые штурмы в мультимедийных аудиториях, для удобства демонстрации идей с помощью проектора и экрана. Время мозгового штурма строго ограничено, что стимулирует активность студентов. В процессе генерации идей поощряются нетрадиционные, новаторские идеи, несмотря на это фиксируются абсолютно все идеи, в том числе кажущиеся нелепыми. Задача преподавателя организовать «цепочку идей» - высказывание идей должно быть непрерывным. В процессе генерации идей запрещена любая критика идей, в том числе выражаемая невербальными средствами коммуникации. Генерация большого количества гипотез также развивает языковую способность студентов, формирует их речевое мастерство, учит использовать профессиональную терминологию в коммуникативных ситуациях. По завершению процесса генерации участники редактируют список идей, при редактировании возможны оптимизация, интеграция некоторых идей. Основным правилом этапа экспертной оценки – рассмотрение каждой идеи как единственной и уникальной. Эксперты высказывают конструктивные критические замечания и предложения; отражают как преимущества, так и недостатки каждой идеи. Окончательная оценка идей на соответствие теме, поставленным цели и задачам может быть в компетенции преподавателя, либо лидера группы экспертов. Преподаватель следит за организацией процессов генерации и оценки идей, стимулирует непрерывные высказывания студентов, следит за регламентом. Примером темы мозгового штурма может стать «Активизация речевой активности у безречевых детей с алалией»; перед участниками ставится цель нахождения максимального количества технологий активизации речевой деятельности. 

        Метод портфолио – современный интерактивный метод промежуточной или итоговой аттестации, например, по результатам педагогической практики студентов. Студенты в процессе логопедической практики собирают в рабочие папки (портфолио) и систематизируют все выполненные работы (конспекты и сценарии заданий, дневник педагогической практики, протоколы обследования и речевые карты; картотеку логопедического кабинета, дидактические материалы, работы детей и их анализ, фотографии, созданные мультимедийные продукты), а также комментарии и внешние оценки этих работ; возможно помещение в портфолио отзывы и оценки других студентах о проведенных фронтальных и индивидуальных занятиях. В портфолио также помещается эссе самого студента с самоанализом его деятельности. Портфолио позволяет оценить сформированность профессиональных интересов и компетенций каждого студента. 

        Современные образовательные программы подготовки логопедов предусматривают изучение дисциплин, направленных на формирование у студентов представлений о возможностях различных программных продуктов в образовательных целях. 

         С помощью компьютера преподаватель легко может создавать собственные модели проведения лекционных занятий и практических семинаров, разработать авторские методики и создавать наглядный материал к ним, опубликовать их в глобальной сети  Интернет. Приведем примеры бесплатных программ (программ с открытым кодом и доступом), оптимизирующих образовательный процесс.

         Современный преподаватель обязан значительное количество времени отводить ведению документации, консультированию студентов и т.д. Используя при этом информационные технологии, преподаватель получает возможность значительно оптимизировать свою деятельность и сократить время на указанные виды деятельности.  Для реализации выше обозначенных задач могут быть использованы следующие программные продукты: Mozilla Thunderbird (http://www.mozilla-russia.org/products/thunderbird/); Sylpheed (http://sylpheed.sraoss.jp/en/) - бесплатные удобные почтовые клиенты с многоязычной поддержкой. Данные программы способны ускорить процесс работы с электронной почтой. Простота, удобство, свободный доступ главные положительные стороны этих программ. Для организации своей педагогической деятельности, распределения нагрузок и составления собственного расписания можно использовать программу Mozilla Sunbird (http://www.mozilla-russia.org/projects/calendar/sunbird/) – простой электронный органайзер.

        Предоставление фото-, аудио- и видеоматериала является значимой частью реализации принципа наглядности в образовательном процессе. Мультипликация и объемные 3D модели - качественно новые составляющие  данного принципа. Составление презентаций, схемы, тематическая подборка фотографий, обучающие видеофильмы, мультипликация, аудиофайлы, 3D модели - подготовка подобных материалов требует специальных программ. Google SketchUp (http://sketchup.google.com/) – программа по 3D моделированию. Это приложение, которое позволяет создавать, изменять и совместно использовать 3D-модели. Эргономичный интерфейс рассчитан на начинающих пользователей. Например, при изучении строения и функций артикуляционного аппарата у детей с нарушениями звукопроизносительной стороны речи позволяет демонстрировать динамические модели артикуляционного аппарата. 

          Teach Book Lite (http://www.teachbook.jino-net.ru/) - это система разработки электронных учебников высокого уровня. Совершенно не имея навыков программирования, вы сможете разрабатывать пособия с мощным интерфейсом и широкими мультимедийными возможностями. Основной особенностью Teach Book Lite является "демократичность" в создании интерфейса, преподаватель самостоятельно определяет по какому принципу будет работать будущей учебник.

      Организация самостоятельной работы студентов-логопедов с использованием информационных технологий (ИТ) может основываться на следующей системе заданий: 

задания, направленные на развитие у студентов познавательного интереса к использованию ИТ в профессиональной деятельности (изучении и образовании лиц с нарушениями речи в системах образования, здравоохранения и социальной защиты);

задания, направленные на формирование знаний о различных инновационных и информационных технологиях, используемых в общем и специальном образовании, многообразии специализированных компьютерных программ для лиц с нарушениями в развитии («Видимая речь»; «Лента времени»; «Речевой калейдоскоп»; «Звуковой анализ слов»; «Мир за твоим окном»; «Дельфа - 142»; «Учимся говорить»; «Визуальные тренажер произношения»; «Игры для Тигры» и др.);

задания, направленные на формирование навыков проектировать использовать современные информационные технологии. 

         Таким образом, обогащение преподавательской деятельности при подготовке логопедов интерактивными и информационными технологиями обучения оптимизирует педагогический процесс, расширяя познавательную активность студентов и развивая творческое мышление будущих специалистов; позволяет предать учебному процессу большую практикоориентированность. 

Литература: 

1. Андерсен Б.Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании. – М., 2007.

2. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Учеб. пособие. – Владивосток, 2004.

3. Мухин О. И., Полякова О. А. Новые возможности применения интерактивных технологий в образовании. - http://ito.edu.ru/2006/Moscow/VIII/VIII-0-6159.html. 

4. http://voxfree.narod.ru/brainstorming.htm


Марианна Лынская 13.05.2013, 15:17 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: