Логомаг

Обследование речевой деятельности

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Примеры дидактических игр для обследования словоизменения дошкольников.Обследование речевой деятельности




                Обследование навыка словоизменения.
1.    Изменение имен существительных по падежам.
Цель: выявить умение детей употреблять имена существительные        
        в различных падежах.
Материал: картинки с изображением людей, животных и предметов;     
          на каждый падеж отдельная серия картинок.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь:
            И.п.    Кто это? Что это?
            Р.п.     Без чего (стол, машина)?
            Д.п.    Девочка дает корм кому?
            В.п.    Мальчик нарисовал кого?
            Т.п.    Мальчик работает чем?
            П.п.   Девочка мечтает о чем?

2.    Изменение имен прилагательных по родам.
Цель: исследовать способность детей согласовывать прилагательные    
        с существительными разного рода.
Материал: картинки с изображением синей сумки, синего автобуса, синего
              полотенца.
Инструкция: «Ответь на вопрос «Что здесь синее? Что здесь синяя?
                    Что здесь синий?»

3.    Множественное число существительных в родительном падеже.
Цель: выявить умения детей образовывать форму родительного падежа
        множественного числа.
Материал: 3 картинки, на которых изображены парты, ведра, блюдца.
Инструкция: закрыть рукой одну из картинок и спросить «Нет чего?»

4.    Назвать количество предметов.
Цель: определить умение детей согласовывать существительные
        с числительными.
Материал: на столе лежит семь карандашей и картинка с изображением
               семи яблок.
Инструкция: «Я начну считать, а ты продолжи: одно яблоко, два яблока …»

5.    Единственное и множественное число имен существительных.
Цель: выяснить уровень овладения соотносительной формой единственного
       и множественного числа имен существительных.
Материал: набор парных картинок с изображением одного и нескольких
              предметов; пять пар картинок.
Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано».
                                          ИГРЫ  
Падежные конструкции.
 Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога.

«Кого испугался трусишка Коля?»
Оборудование : картинка с изображением мальчика и картинки, на которых изображены звери,
птицы, насекомые (пчела, ворона, крот, жук, воробей, гусеница, червяк и т.п.).
  Содержание. Учитель логопед выкладывает картинки, показывает картинку с изображением мальчика.
И говорит: «Это Коля. Посмотри, кого испугался трусишка Коля?»  
Ребенок отвечает: «Коля испугался пчелы (воробья, крота и т.д.)».

«Чего нет на столе?»
Оборудование: пять предметов: кубик, пирамидка, лента, банка, мяч.
Содержание. У логопеда на столе пять предметов: кубик, пирамидка, лента, банка, мяч. Он просит назвать
все предметы. Затем учитель логопед убирает со стола какой-либо из предметов (например, кубик), и
спрашивает: « Чего нет на столе?»
 Ребенок отвечает: «На столе нет кубика». И т.д.

Дательный падеж существительных в единственном числе.

«Кому дали корм?»
Оборудование: набор игрушек: корова, баран, коза, свинья, лошадь ( серия «Домашние животные»).
Содержание. Учитель логопед показывает ребенку игрушки и просит их назвать. Затем спрашивает: «Кому дали корм?»
Ребенок отвечает: «Корм дали корове (барану, козе и т.д.)».

«Кому нужны эти предметы»
Оборудование. Картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий ( учитель, продавец,
доктор, художник, медсестра, охотник, рыболов, парикмахер);  и предметные картинки (указка, весы, термометр,
кисть, шприц, ружье, удочка, ножницы).
Содержание. На столе у логопеда разложены картинки. Слева – те, на которых изображены люди разных
профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определенных предметов. Справа – картинки
с недостающими предметами. Логопед показывает ребенку картинку с предметом - указка и предлагает назвать,
кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.
 Ребенок отвечает: это указка она нужна учителю и подставляет картинку на определенное место.
  Указка – учителю; весы – продавцу; термометр – доктору …    
«Чему обрадовался Петя?»
Оборудование: красивая коробка, игрушки: машина, робот, конструктор, заяц и медведь.
Содержание. Учитель логопед рассказывает, что у одного мальчика – Пети – был недавно день рождения. Петя
получил много подарков и всем им очень обрадовался. Из коробки логопед достает игрушки и просит их назвать.
Затем просит ответить на вопрос: «Чему обрадовался Петя?»
Ребенок отвечает: «Петя обрадовался машине (роботу, конструктору и т.д.)».

Винительный падеж существительных в единственном числе.

«Кого увидел в зоопарке?»
Оборудование:  картинки, с изображением животных жарких стран ( жираф, зебра, лев, тигр, кенгуру, слон).
Содержание. На столе у учителя логопеда лежат картинки с изображением животных. Логопед просит их назвать.
Затем просит ответить на вопрос: «Кого увидел в зоопарке?»
Ребенок отвечает: «В зоопарке увидел жирафа ( зебру, льва и т.д.)».

«Юный художник»
Оборудование .Картинка, на которой изображен мальчик; рисунки животных (формат А5) – медведь, лиса, белка, волк, заяц.
Содержание. Учитель логопед: «Посмотри, кого нарисовал мальчик?»
Ребенок: «Мальчик нарисовал медведя, лису, …
 
Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога.

«Кто чем?»
Оборудование: сюжетные картинки: мальчик ест вилкой, девочка ест ложкой, мальчик ловит рыбу, девочка рисует
картину, девочка причесывается.
Содержание. Учитель логопед выкладывает перед ребенком по одной картинке и спрашивает: «Чем Вова ест котлету?»  (… вилкой)
                                          «Чем Маша ест бульон?» (… ложкой)
                                          «Чем Коля ловит рыбу?» (…удочкой)
                                          «Чем Таня рисует картину?»
                                          «Чем Лена причесывается?

Предложный падеж существительных в единственном числе с предлогом «О».

«Ферма».
Оборудование. Картинки с изображением  домашних животных (лошадь, корова, коза, баран, свинья).
Содержание.  Учитель логопед раскладывает картинки, просит назвать тех, кто на них изображен.
Затем спрашивает: «О ком заботятся люди?»
Ребенок отвечает: «Люди заботятся о лошади (о корове, о козе и т.д.).

 «День рождение» или «О чем мечтает Маша?»
Оборудование. Предметные картинки, изображающие куклу, платье, компьютер, телефон, собаку; картинка
с изображением девочки.
Содержание. Учитель логопед просит назвать,  то, что изображено на картинках. Затем показывает картинку
с девочкой и говорит: «Это Маша»,  после этого предъявляет ребенку по одной картинке и спрашивает: «О чем мечтает Маша?»
Ребенок отвечает: «Маша мечтает о кукле (платье, компьютере и т.д.)».  
 
Изменение имен прилагательных по родам.

«Назови правильно»
Оборудование. Предлагается три предмета одного цвета (на картинках):
синяя чашка, синий шар, синее платье;  красная лента, красный помидор,
красное платье; желтая ваза, желтый лимон, желтое полотенце;
Содержание. Учитель логопед предъявляет ребенку картинку и предлагает назвать то, что на ней изображено,
обращая внимание на окончание.
Ребенок отвечает: «Синяя чашка, синий шар, синее платье и т.д.».

Множественное число существительных в родительном падеже.

«Один – много»
Оборудование.  Набор парных картинок, с изображением одного и нескольких предметов (стол - несколько столов;  
дом - … домов;  дерево - … деревьев; цыпленок - … цыплят; стул - … стульев).
Содержание. Учитель логопед предъявляет ребенку одну пару картинок и говорит: «Один стол, а много …»
Ребенок:  …столов. Далее ребенок говорит сам: «Один дом – много домов и т.д.».

«Чего нет?»
Оборудование. Картинки, на которых изображены стулья, ведра, дома, ключи, шишки.
Содержание. Учитель логопед  показывает картинки, просит назвать, то, что на них изображено. Затем закрывает одну из
картинок и спрашивает: «Чего нет?»
Ребенок отвечает: «Нет стульев (ведер, домов и т.д.)».




Согласование существительных с числительными.

«Посчитай»
Оборудование. Карточки с изображением пяти предметов
  *     *     *     *           *

Пять карточек: первая – с изображением огурцов;
                           вторая – с изображением яблок;
                           третья -  с изображением карандашей;
                           четвертая – с изображением бабочек;
                           пятая – с изображением птиц.
Содержание. Учитель логопед показывает карточку, предлагает ее рассмотреть и посчитать, то, что на ней изображено.
Ребенок: «Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов» и т.д.

«Назови количество предметов»
 Оборудование .Карточки с изображением цифр: 1; 2; 3; 7. Картинки, на которых – тетрадь, карандаш, яйцо
(можно использовать предметы).
Содержание. Учитель логопед выкладывает перед ребенком цифры и тетрадь: «Посмотри, девочка пришла в
магазин и сказала: мне нужна одна тетрадь (показывает на цифру один и на тетрадь). А теперь, что нужно девочке
(показывает на цифру два и тетрадь)?
Ребенок отвечает: «Две тетради и т.д.»     

Единственное и множественное число имен существительных.

«Назови, что видишь»
Оборудование. Карточки, на которых изображены: стол – столы; пень – пни;                                                                        
 стул – стулья; дерево – деревья; цыпленок – цыплята.
                                   
*    ****
Содержание. Учитель логопед показывает ребенку карточку и спрашивает: «Что это, а что это?».
Ребенок отвечает: «Это стол, а это столы» и т.д.

Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

«Про кого я сейчас сказала?»
Оборудование. Картинки с изображением мальчика и девочки.
Содержание. Учитель логопед рассказывает, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша, и просит догадаться,
про кого – мальчика или девочку – он сейчас скажет:
   Ходила – ходил. Бегал – бегала. Играла – играл. Прыгала – прыгал. Плавала – плавал. Ел – ела. Рисовал – рисовала.
Ребенок отвечает: «Девочка Саша прыгала. Мальчик Саша прыгал» и т.д.

Согласование глагола с существительным в единственном или множественном числе

 «Что умеем делать?»
Оборудование. Парные картинки (бабочка-бабочки; цветок- цветы; девочка – девочки; мальчик – мальчики; рыба – рыбы).
Содержание. Учитель логопед: «Посмотри, кто это? Бабочка спрашивает тебя, что она умеет делать? А бабочки, что умеют? И т.д.»
Ребенок отвечает.  


2.    Как обследовать словообразование дошкольников?
 
      В процессе обследования выясняется также умение детей пользоваться способами словообразования, как известно,
по словообразующей функции суффиксы делятся на две группы: суффиксы первой группы образуют от имени существительных
не новые слова, а слова с добавочным значением – уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным, увеличительным.
Суффиксы второй группы образуют от глаголов имен существительных и прилагательных новые слова, которые обозначают
профессии людей, вещи, качества и т.д.
    Для выявления умения пользоваться суффиксами первой группы можно использовать задания образовать уменьшительную
форму имени существительного от данного слова.
     
    Образование имен существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Цель: выявить умения детей образовывать существительные     
         с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: картинки с изображением двух одинаковых предметов    
              разного размера. Пять картинок.
Инструкция: «Я буду называть большой предмет, а ты называй маленький
                  предмет ласково».

   Умение детей пользоваться суффиксами второй группы выявляется путем образования от имен существительных новых слов
(обследующий демонстрирует этот прием на примере):
       
         а)  обозначающих профессии. Материал для обследования – слова,
            записанные на карточках. Примерный перечень их: сапог, работа,
           чертеж, печь, стекло, газета;
          б)  обозначающих названия животных и их детенышей (волк –волчица-
             волчата; медведь – медведица – медвежонок – медвежата).   
   Другие аналогичные задания:
          - преобразовать имена существительные, обозначающие материал
           (дерево, стекло, железо), в имена прилагательные с помощью
          суффиксов. В этих случаях задача облегчается постановкой вопроса:
           «Если предмет сделан из дерева, то какой он?» В случае затруднения
           ребенку подсказывают ответ: «Стол деревянный, а крыша?...;

          - преобразовать глаголы в имена существительные, обозначающие
           названия профессий. Материал обследования – слова, записанные на
           карточках (летать, переводить, возить, рассказывать). Инструкция
           аналогична предыдущей.
               
            
         Образование имен прилагательных от существительных.
 Цель: выявление умения преобразовывать  имена существительные   
        в прилагательные.
Материал: стакан, карандаш, кубик, кораблик из бумаги.
Инструкция: «Этот стакан сделан из стекла, значит он какой?» и т.д.

     В ходе обследования грамматического строя языка выявляется также умение детей образовывать слова с помощью
приставок. Одним из наиболее простых приемов, выявляющих эти способности детей, является образование производных глаголов.

                Образование производных глаголов.
Цель: выявление умения образования глаголов от глагольных основ при
        помощи приставок.
Материал: картинки с изображением мальчика, который: выходит из дома,
              входит в дом, подходит к дому, обходит дом, переходит через
              улицу.
Инструкция: «Назови, что делает мальчик?»
       
     По следам выполнения заданий обследующий фиксирует, какие именно суффиксы первой и второй групп использует
ребенок. Анализируется и характер допущенных ошибок, т.е. выявляется, смешивает ребенок однозначные или различные
по значению суффиксы.
      Если ребенок совсем не справляется с приведенными заданиями, это свидетельствует об очень низком уровне развития
грамматических средств языка. Употребление суффиксов только первой группы также свидетельствует об этом. Попытки же
(даже ошибочные) образовать слова с суффиксами обоих групп указывают уже на более высокую ступень овладения
способами образования слов.
    Аналогичная картина обнаруживается при рассмотрении результатов выполнения детьми заданий на образование новых
слов с помощью приставок.
3.    Какие приемы используются при обследовании умений употреблять в речи предлоги?

     В процессе обследования выясняется умение ребенка пользоваться предложным управлением с помощью следующих
заданий: составить словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложение по сюжетной
картинке, выполненным действиям. Материал для обследования – сюжетные картинки.
Например: Собака спит в конуре. Мяч перелетает через забор. Дорожка идет от калитки до крыльца. Из-за угла
выбежала собака. И т.д.
     Полезно использовать и такие сюжеты картинок: ворона летит к дереву, ворона сидит на дереве, ворона летит от дерева,
т.е. один и тот же субъект выполняет разные действия.
     Другим приемом является подстановка недостающего предлога в данный текст. Нужный предлог может отсутствовать,
или ребенку приходится находить его среди других предлогов.  
Например, предлог под -  среди предлогов под, на, около.
     Материал для обследования – карточки с записью предложений, в которых пропущены предлоги, например: Лампа
висит … столом. Более сложный вариант – подстановка пропущенного предлога и изменение окончания управляемого слова.
   
    Обследующий, приступая к анализу той или иной группы ошибок, должен учитывать частоту употребления ребенком
рассматриваемой формы.    
    Особое внимание следует уделить анализу ошибок, допущенных детьми при употреблении имен существительных в
косвенных падежах
с различными предлогами. Эти ошибки рассматриваются в двух взаимосвязанных аспектах:
1)    правильность употребления предлогов, т.е. выяснения того, какие отношения и с помощью каких предлогов
выражают дети;
2)    соответствуют ли падежные окончания составленных детьми словосочетаний и предложений используемым
предлогам, т.е. выполняют ли предлоги свою синтаксическую функцию.
    Составить представление об умении детей пользоваться предложным управлением, можно лишь рассматривая эти
ошибки в совокупности, учитывая характер и частоту их проявлений. В ходе обследования в протоколе чаще других
фиксируют следующие варианты ошибок, выявляющих несформированность предложного управления:
       
       - отсутствие предлога, ограниченное количество предлогов ( в, на и др.),           
         используемых только для выражения наглядных отношений,
         при неумении правильно передать падежные окончания в
         словосочетании с предлогом (лежит в столу);
       - введение (вставка) предлогов в синтаксические конструкции, не     
         требующие использования их;  
      - замены и смешение предлогов, выражающих разновидности отношений
        при недостаточной их дифференциации.
   
     Правильная организация обследования предусматривает наличие заранее заготовленного материала. Он может быть
либо сосредоточен в альбоме, либо представлен на карточках (в виде раздаточного материала). Каждый прием должен иметь
свой порядковый номер, что значительно облегчает ведение протокольных записей.
     Результаты выполнения каждой пробы обязательно фиксируются в протоколе.
     Форма протокола и варианты записи:

     Фамилия…
      Имя…
      Возраст…
      Дата…

   № предъявленной
   Пробы (задания)            Вопросы   
        и указания
     обследования              Результаты
      выполнения
          задания      Наблюдения за
  реакцией ребенка
      (примечания)



                                      Литература

1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Владос, 2003.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – С – П.: Союз, 2004.
3. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией профессора Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. –
 С - П.: Союз, 2004.
5. Ткаченко Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003.
6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2005.

Юлия Покровская 30.09.2011, 11:17 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: