Логомаг

Обследование речевой деятельности

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

«Характеристика параметров оценки основных компонентов речевой системы, моторной сферы в процессе логопедического обследования».Обследование речевой деятельности

Материал подготовлен
Набоковой Еленой Николаевной, учителем-логопедом.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа –
детский сад комбинированного вида «Росинка» (МАДОУ детский сад «Росинка»), обособленное структурное подразделение детский сад №6 «Дельфин»


Оценка речевого статуса дошкольника.


Одно из направлений профессиональной деятельности учителя-логопеда -  диагностика речевого развития. Опыт работы в составе территориальной муниципальной ПМПК позволил мне обобщить характеристики параметров оценки основных компонентов речевой системы, моторной сферы, которые используются как для составления логопедического представления на ребёнка, так и для заполнения протокола логопедического обследования дошкольника.


Особенности артикуляционного аппарата

Строение.

Зубы - норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус - норма, ортогнатический, открытый передний, боковой (двусторонний, односторонний), глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекёстный.

Твёрдое нёбо - норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо - длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы - норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипотонус, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).

Язык - обычный, макроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипотонус, гипертонус.

Артикуляционная моторика.

Объём движений - строго ограничен, неполный, полный; снижение амплитуды артикуляционных движений, слабость и истощаемость.

Тонус - норма, повышен, понижен.

Подвижность - достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия, содружественные движения языка и нижней челюсти, губ.

Переключаемость, точность движений - достаточная, недостаточная; трудности нахождения определённой артикуляционной позы. 

Саливация - норма, повышенная (гиперсаливация), усиливающаяся при длительном удержании артикуляционной позы.


Состояние просодии

Разборчивость: 

- норма (достаточная), разборчивость речи не нарушена;

- невнятная, смазанная, мало понятная для окружающих;

- разборчивость речи снижена, речь нечёткая.

 Темп: норма, тахилалия (быстрый), брадилалия  (замедленный), запинки, заикание (степень, форма).

Ритм - норма, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов.

Дыхание - свободное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное, неритмичное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой вдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации вдох ротовой, смешанный.

Голос - норма, тихий, слабый, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).


Моторная сфера

Общая моторика :       

- норма,         

- незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; 

- недостаточная точность воспроизведения предложенных двигательных проб;

- низкая скорость переключения с одного движения на другое;       

- моторно неловок.

Мелкая моторика:

- затруднения при выполнении сложных поз одной (какой именно) или двумя руками,

- замедленность темпа принятия позы,

- недостаточная координация движений,

- неточность воспроизведения поз,

- быстрое утомление в мышцах,

- затруднения в переключении с одной позы на другую.


Моторика мимических мышц

- незначительно нарушена двигательная функция мимических мышц;

- незначительно снижен объём движений мимической мускулатуры;

- движения вялые, не в полном объёме;         

- ограничен объём движений;

- неравномерность выполнения мимических движений;

- испытывает трудности при формировании мимических поз радости, грусти, удивления,

- ограничена двигательная функция мышц глаз, щёк, шеи, лба при формировании мимических поз радости, грусти, удивления.


Фонетическая сторона речи

Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.

Смешение звуков: смешение с теми группами звуков, на которые заменяется.

Отсутствие звуков.

Искажение звуков: 

- каппацизм,  

- гаммацизм,    

- хитизм,    

- йотацизм,

- сигматизм свистящих звуков (шипящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, призубный),

сигматизм шипяших звуков (свистящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, губной),

- ротацизм: горловой (велярный, увулярный), носовой, боковой, одноударный;

- ламбдацизм (межзубный, носовой, горловой, губной).

Замена звуков.

Недостаток произношения звонких согласных:

- замена звонких согласных парными глухими;

- недифференцированное произношение звонких, глухих согласных;

- глухие согласные опускаются или произносятся звонко.

Недостаток произношения твёрдых согласных.

Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки появляется общая смазанность речи.


Фонематический слух

- в пределах возрастной нормы, сохранен;

- нарушен: 

испытывает трудности при дифференциации слов-паронимов; 

при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками смешивает звуки, близкие по способу, месту образования и акустическим признакам.


Фонематическое восприятие

- сформировано в пределах возрастной нормы, сохранно;

- задания не предлагались в связи с возрастом ребёнка;

- нарушено: 

затрудняется в выделении гласного (согласного) звука в начале (середине, конце) слов; затрудняется в придумывании слов на заданный гласный, согласный звук; 

испытывает трудности в определении количества и последовательности звуков в словах.


Слоговая структура слова

- не нарушена;

- нарушена:

парафазии - замены звуков и слогов;

элизии - пропуски звуков и слогов;

интерации - повторение звуков и слогов;

контаминации - часть одного слова соединяется с частью другого;

персеверации - отсроченное повторение;

перестановки звуков, слогов. 


Импрессивная сторона речи

- в процессе обследования содержание заданий понимает, выполняет сложные речевые инструкции;         

- понимает обращённую речь на бытовом уровне;

- понимает обращённую речь ситуативно;

- не понимает обращённую речь.   


Пассивный словарь

- понимает лексико-грамматические конструкции,

- понимает простой сюжет на сюжетной картинке,

- понимает действия предметов,

- понимает смысловое значение слов,   

- понимает отношения с предлогами (простыми, сложными).


Словарный запас

- достаточный,

- в пределах обихода,       

- резко ограничен,        

- беден:      

называет картинки с изображением предметов одной тематической группы (какой);

затрудняется в назывании картинок с изображением предметов тематической группы …;

самостоятельно обобщает …;

затрудняется в обобщении предметных картинок в тематическую группу…;

испытывает трудности в назывании признаков предметов;

испытывает трудности в назывании действий людей и животных;

затрудняется в подборе антонимов.


Грамматический строй речи

- в речи – предложения из … слов; 

- соответствует возрастным показателям;

- допускает специфические ошибки в использовании грамматических средств и конструкций;

- не всегда адекватно использует грамматические средства в собственной речи;

- имеет недостаточный объём грамматических форм и конструкций для продуцирования собственных высказываний;

- простые (сложные) предлоги отсутствуют;

- в процессе конструирования предложений отмечаются стойкие аграмматизмы … падежей;

- в речи – множественные аграмматизмы управления и согласования;

- речь грубо аграмматична.


Связная речь

Монологическая речь:

- задание выполняется самостоятельно, без лексико-грамматических ошибок, отмечается творческий характер при составлении рассказа;

- для выполнения задания требовалась некоторая помощь педагога (побуждение, стимулирующие вопросы), наблюдаются лексико-грамматические ошибки при составлении предложений;

- задание выполнено с помощью повторных наводящих вопросов, речь логична, но непоследовательна, допускает лексико-грамматические ошибки при построении предложений;

- задание выполняется только с помощью наводящих вопросов, связность изложения нарушается значительно, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки, бедность и однообразие употребляемых языковых средств;

- задание не выполняется из-за значительных затруднений по всем параметрам, отказ от выполнения задания.

Диалогическая речь:

- ребёнок умеет отвечать полными предложениями, ответы логичны и последовательны;

- ребёнок отвечает фразами, речь логична и последовательна, наблюдаются лексико-грамматические ошибки (аграмматизмы управления и согласования) при построении предложений;

- ребёнок отвечает простыми предложениями или односложно, но не теряет смысловой нити разговора, речь схематична;

- ребёнок участвует в общении эмоционально, отвечает односложно, активно дополняя беседу жестами и мимикой;

- ребёнок не вступает в диалогическое общение.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бадяева Н.Е., Десюкова Н.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы.// Логопед. 2005.№5.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ. 2004. 

3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования/ АЙРИС ПРЕСС. М., 2005.

4. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с ДЦП. / Методические рекомендации. Свердловский пед. институт 1989. 

 

Елена Власова 22.08.2014, 11:54 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: