Логомаг

Обследование речевой деятельности

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Особенности речевой культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.Обследование речевой деятельности

Материал подготовлен Морозовой К. А., воспитателем
ГКУ «Социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»
ДСЗН КО. Кемеровская область, г. Мариинск


В настоящее время вопросы речевой культуры горячо обсуждаются лингвистами, методистами, преподавателями и широкой общественностью, которых волнует низкая языковая компетенция большинства населения, особенно школьников. От наличия или отсутствия этих коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом, в связи, с чем возникает необходимость специального обучения умению общаться.

Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков в большей мере актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Д. И. Бойкова, Е. Е. Дмитриевой, Е. А. Чернышовой и др.). Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания, поскольку первостепенной задачей такого обучения является социализация. Для успешной работы в этом направлении необходимо изучить особенности речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном  развитии.   

Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, ребенок, слушая чужую речь, усваивает нормы и правила общения. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить гра­мотно позволяет не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, что ведёт к повышению социальной компетенции ребёнка и говорит о его готовности к школе [2].

Проблемам культуры речи посвящены работы А.А. Акишиной, Л.А. Введенской, В.Е. Гольдина, В.И. Капинос, М.P. Львова и др.  Под речевой культурой  понимается  владение нормами лите­ратурного языка в его устной и письменной форме, при кото­ром осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблю­дении этики общения обеспечить наибольший эффект в дос­тижении поставленных задач коммуникации [4].

Культура речи представлена тремя аспектами: нормативным, коммуникативным, этическим.

Одним из важнейших, связанных с правилами языка, является нормативный аспект, заключающийся в соблюдении норм литературного языка. Именно он регулирует правила написания, произношения, словообразования, словоизменения, постановки знаков препинания и т.д.

Коммуникативный аспект связан с целесообразностью общения, с реализацией языковых норм в речи, с функционально-стилистической дифференциацией русского языка. Б.Н. Головин  выделяет следующие коммуникативные качества речи:  правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность речи.

Этический аспект регулирует соблюдение норм, касающихся отдельных ситуаций общения. Подэтическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.).  

Для определения уровня сформированности речевой культуры детей мы обследовали две группы старшего дошкольного возраста: с нарушением в развитии и нормально развивающихся. Исследование  проводилось в  МКУ  «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»  Мариинского муниципального района в оздоровительной группе для детей от 3 до 7 лет.  

За основу мы взяли показатели уровня развития культуры речи детей, выделенные Л.В. Балашовой:

1.  Высокий уровень - у ребенка наблюдается достаточный словарный запас (3000-4000 слов, по данным Е. А. Аркина); грамматический строй речи правильный; установленное звукопроизношение и развитый фонематический слух. Умеет поддерживать беседу как со сверстниками, так и со взрослыми; произвольность, осознанность построения развернутого монологического высказывания. Знает и владеет речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) и всегда его без напоминания использует («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»); доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.

2.  Средний уровень – у ребенка достаточный словарный запас,
можно  отметить несогласованность грамматического строя речи; звукопроизношение, в основном, установлено, но в потоке речи может невнятно произносить слова, при беседе наблюдается частое отвлечение от поставленного вопроса, при монологической речи не наблюдается связности высказывания.  Знает речевой этикет («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»), но при этом не всегда его использует, доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.

3.  Низкий уровень – у ребенка наблюдается недостаточный словарный запас, несогласованность грамматического строя речи, недостаточно сформировано звукопроизношение, при беседе наблюдается неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса [1].

В работе мы опирались на методики, позволяющие проверить богатство речи, умение грамматически правильно организовывать слова в предложении,  самостоятельно строить монологическую речь [3].

Методика Г.А. Волковой «Проверка словарного запаса»  позволила оценить уровень словарного запаса. Мы попросили детей назвать предметы одежды, которые могут надеть мужчины, женщины и дети в разное время года (летом и зимой), разное время суток (днем и ночью), начиная с головных уборов и заканчивая обувью. Все дети в норме назвали от 10 слов и выше, что является показателем высокого уровня владения словарным запасом. В то время, как исследование детей с нарушенным интеллектом, позволяет говорить только о низком уровне владения словарным запасом, два ребенка, 23 %, смогли назвать 3 слова (шапка, сапоги, носки), а пять, 77%, 2 слова (платье, сандалии), при помощи подсказок, слова были произнесены не четко с фонетическими искажениями («платюшко», «сандалики», «колготочки»).

Следующая  методика этого автора «Проверка уровня грамматического строя речи» помоглапроверить уровень развития грамматического строя речи. Перед выполнением задания детям было сказано:  «Мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Вам необходимо «большой» предмет превратить в «маленький». Затем детям были названы слова:  дом, стол, ложка, уши, стул, картина, кровать. Предложено «превратить» эти предметы в маленькие. Три  ребенка в норме  из семи, 43 % , получили два балла за выполнение этого задания – средний уровень, задание было понято, присутствовали немногочисленные ошибки («Стулик», «ушечко»).  Остальные дети, 57 %,   получили 3 балла – высокий уровень.  Для детей с нарушением интеллекта первое  задание оказалось сложным.  Они смогли лишь повторять слова:  дом - домик, стол - столик, ложка - ложечка, уши - ушки, стул - стульчик, картина - картинка, кровать - кроватка. При повторении данных слов все дети  допускали их искажение: лозечка, ухки, стоик, сту, что говорит о низком уровне.  При образовании относительных прилагательных от существительных детям были  предложены  картинки: мяч, кораблик, шуба, ваза, сумка, машинка, окно, стол. Так же была дана словесная инструкция: мяч из резины - значит он.., кораблик из бумаги – значит он ….  

На вопрос: «Из чего сделан предмет?», дошкольники  в норме довольно быстро ответили (мяч резиновый, ваза стеклянная и т. д.),  только три  ребенка  допустили в своей речи несколько ошибок («кораблик из бумаги – белый»,  «шуба из меха – норковая»). Дети с нарушением  развития долго не могли ответить на него, даже при помощи подсказок: мяч из резины – резиновый, кораблик из бумаги – бумажный, шуба из меха – меховая. При образовании глаголов движения с помощью приставок, детям были предложены картинки:

Мальчик ходит в школу. Мальчик выходит из дома. Мальчик заходит в автобус.

Мальчик переходит улицу. Мальчик обходит лужу. Мальчик уходит со школы          Дети в норме довольно быстро ответили на вопрос: «Что делает мальчик?», при этом дополняли свои ответы прилагательными: «кирпичная», «глубокая», «красный» и т. п. («Мальчик ходит в кирпичную школу», «Мальчик обходит глубокую  лужу»). Дошкольники с интеллектуальным нарушением   смотрели на картинки, при ответе на вопрос: «Что делает мальчик?», давали неточные, односложные ответы: «школа», «в домике», «идет». По итогам проведения методики  4 детей, 57 %, набрали по 3 балла за каждое из заданий, это соответствует высокому уровню развития грамматического строя речи, 3 человека, 43 %, набрали по два балла – средний уровень. Все дошкольники с нарушением в развитии, 100%, набрали за каждое задание по 1 баллу, что соответствует низкому уровню развития.

Первая методика Л.А. Журовой «Проверка уровня развития монологической речи»   выявила  уровень сформированности уровня развития монологической речи. Старшим дошкольникам была предъявлена иллюстрация к рассказу «Старый пес» В. Сухомлинского. Затем был прочитан отрывок данного произведения. Дети в норме  подробно пересказывали и продолжали отрывок дальше, высказывая  свою оценку действиям человека («Собаку жалко», «Будет старая собака учить щенка» и т. п.). В результате проведения данной методики три человека, 43%, показали высокий уровень развития правильности, выразительности и логичности речи. Остальные 57 % - средний уровень. Что говорить о детях с интеллектуальными нарушениями никто из детей не смог выстроить связное монологическое высказывание.  При помощи наводящих вопросах два ребенка, 23%,  смогли сказать, что на картинке изображена «собачка», «человек» и «маленькая собачка». Остальные    77 %  детей, молча, смотрели на картинку. Следовательно, у всех детей низкий уровень развития монологической речи.

Вторая методика этого автора «Проверка уровня фонематического слуха» позволила проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. Детям была предложена  картинка и проведена инструкция: «Посмотрите на эту картинку. Видите, на ней изображены различные предметы, под каждым из них  есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания». Дети в норме  самостоятельно выполняли задание, комментируя свои действия («Солнце, в этом слове есть звук [с], я зачеркиваю кружок», «Роза, в этом слове нет звука [с], кружок не зачеркиваю»). Они набрали от 2 до 3 баллов, что соответствует высокому и среднему уровню развития фонематического слуха. Четыре человека, 57 %,  показали высокий уровень, 43 % - средний. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не смогли самостоятельно выполнить задание.  Проведенная диагностика по данной методике выявила, что 100% детей имеют низкий уровень развития фонематического слуха.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что дети с нарушением интеллекта имеют низкий уровень сформированности культуры речи, что проявляется в низком уровне развития словарного запаса, грамматического строя речи, монологической речи и фонематического слуха. Дошкольники  в норме высокий уровень развития культуры речи имеют  43%, 57 % имеют средний уровень развития; старшие дошкольники с интеллектуальной недостаточностью 100% имеют низкий уровень развития.

Библиографический список

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2001г.

2. Введенская Л.А.  «Культура речи. Ростов – на Дону: Феникс, 2001г.

3. Журова, Л.А.  Готовность к школьному обучению // Начальная школа. Прил. к газ. «Первое сентября». — 2007. — N 13.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной, проф. Е.Н.Ширяева. - М.:ИНФРА-М, 2000 г.

 

 

Лена Власова 16.10.2015, 10:55 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: