| 
   
  | 
  
   Словарный запас  | 
  
   Слоговая структура слов  | 
  
   Грамматический строй  | 
  
   Фразовая речь  | 
  
   Связная речь  | 
  
   Звукопроизношения  | 
  
   Фонематический процесс  | 
  
   Понимание обращенной речи  | 
 
| 
   I уровень ОНР  | 
  
   Лепетная речь или отсутствие речи. Лепетная речь – звукоподражание и общеупотребительные слова (мама, папа, дай, на). Пассивный словарь шире активного.  | 
  
   Общее употребление слов нарушено, сокращено до одного слога.  | 
  
   Отсутствует и не развличается в понимании грамматическая форма (число и род существительного, прилагательного, число и лицо глагола).  | 
  
   Фразы нет. (Та ся, переводится как Таня хочет кататься на санках)  | 
  
   Не сформирована, дети используют в общении мимику, жесты и интонацию.  | 
  
   Присутствует звуки раннего онтогенеза нечеткие приближенные, не точные по артикуляции. Гласные губные, губно-зубные, переднеязычные т,д,н.  | 
  
   Не сформировано, дети затрудняются в анализе звуков окружающей действительности. Снижен речевой слух, с трудом дифференцируют речевые и неречевые звуки.  | 
  
   Сформировано недостаточно, лучше понимают значение слов часто встречающихся в окружающем мире.  | 
 
| 
   II уровень ОНР  | 
  
   Состоит из общеупотребительных слов (существительные, глаголы и прилагательные, предлоги отсутствуют).  | 
  
   Грубо нарушена. Трех и более сложные слова усекаются до 1, 2 –сложных.  | 
  
   Сформированы элементарные грамматические формы (множественное число имен существительных, уменьшительный суффикс имен существительных, множественное число глаголов).  | 
  
   Ограмматична и структурно нарушена, состоит их 2-3 слов. Пр., Тата тити а тати (Таня хочет кататься на санках).  | 
  
   Отсутствует , не сформирована.  | 
  
   Появляются в речи свистящие звуки, нижнего подъема. Замена ц, ч на ть, сь. Соноры заменяются на й. В речи появляются излишние смягчения.  | 
  
   Речевой слух сформирован, но при этом недостаточно сформирован фонематический слух, затрудняется повторить серию слогов близких по акустическому признаку.  | 
  
   Улучшается. Дети ориентированы в понимании значения, им понятны слова общепринятые.  | 
 
| 
   III уровень ОНР  | 
  
   В речи появляются местоимения, наречия, числительные, но их не много и они не дифференцируются. Отсутствуют антонимы, синонимы, многозначные слова. Предметный словарь состоит из 5-6 слов ( в норме 10-12 слов).  | 
  
   Нарушено. 4, 5-сложные слова усекаются до 2, 3-сложных. В словах со стечением согласных нарушена звуконаполняемость (водопроводчик – аотчик).  | 
  
   Недостаточно сформированы падежные формы имен существительных. Не используются из-за, из-под заменяются на просто из, под. Не согласуются части речи в словосочетаниях.  | 
  
   Состоит из 3-4 слов. Кто, что делает, где. Сложные предложения дробятся на простые. В речи отсутствуют союзы и союзные слова.  | 
  
   Не сформирована. Дети затрудняются составить пересказ готового рассказа по разным видам наглядности  | 
  
   Нарушаются свистящие, шипящие, соноры заменяются на звуки более простые или смешиваются между собой  | 
  
   Не сформированы фонематические восприятия нарушены. Ребенок затрудняется…..  | 
  
   Понимает речь взрослого, понимание незнакомых или мало употребляемых слов. Незнакомые слова пытаются соотнести с знакомыми частями речи  | 
 
| 
   IV уровень ОНР 
  | 
  
   Приближается к возрастной норме, отсутствуют некоторые обобщения. Ребенок не часто употребляет в речи сравнительные слова и обороты……  | 
  
   Не нарушена Может воспроизводить количество слогов в слове, но часто нарушается звуконаполняемость внутри слога..  | 
  
   Недостаточно сформировано: Р.п., мн.ч., имен существительных; незакончено формирование употребляемых числительных с существительными в роде, числе, падеже.  | 
  
   Сформирована. Полная фраза 4-5 слов, в речи используются однородные члены предложения.  | 
  
   Сформирована на уровне пересказа, но затрудняется в самостоятельности рассказывания. Трудности планирования речи  | 
  
   Соответствует возрасту, но может быть нарушено ц ,ч ,р, р’. Изолированно могут произносить правильно, но в потоке речи могут изменяться  | 
  
   Нарушается дифференциация фонем по акустическому признаку. Не различают на слух с-ш, л-р-й, п-б, т-д, к-г, п-п’, к-к’.  | 
  
   Сформировано. Любые речевые высказывания, метафоры, иносказательные значения, пословицы, поговорки понимают  | 
 











