Логомаг

Марианна Лынская

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Базовые понятия логопедииМарианна Лынская

Материал поможет студентам в изучении курса "Нарушения звукопроизносительной стороны речи".
Автор-составитель материала М.И. Лынская


Базовые понятия логопедии

        Ознакомление с понятийно-терминологическим словарем логопедии и дальнейшее совершенствование этих знаний составляет сущность одной из самых важных профессиональных компетенций логопеда.
     Рассмотрим основные понятия логопедии, которые помогут нам понять различные классификации речевых нарушений.
     У многих людей профессия логопеда ассоциируется именно с исправлением недостатков произношения звуков и действительно, умение логопеда «ставить» звуки является одним из базовых.
       Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
      Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи).
      Звук – распространение колебаний (волн) в упругой среде.  Звук речи – колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде вибрации волн сгущения и разрежения. Во время речи звуковые колебания проходят не только по воздушным путям в наружное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в груди, голове. Источником звука речи служат г/с, которые при сближении напряжены и начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разрежений воздушной струи, происходящих вследствие повышенного подскладочного давления.
      Фонема – смыслоразличительный знак языковой системы, представляющая собой сенсомоторное единство.  Фонема рассматривается как значимая единица звукового строя языка  в рамках двуз лингвистических дисциплин – фонетики и фонологии  (фонетика ориентирована на речь, фонология на язык). Фонема  играет роль смыслоразличителя и обладает диффернциальными признаками. Различительные признаки фонем опознаются на уровне фонематического слуха и восприятия. Фонема – сенсомоторное единство, в ее формировании участвует и кинестезия звука.
Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone - "звук" греч.). Фонационное дыхание – дыхание во время речи, энергетическая база речи, от его характеристик зависит длительность, сила, плавность и другие характеристики речи. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Количество выдыхаемого воздуха в норме зависит от длины фразы, следовательно это произвольный процесс, требующий регуляции со стороны ЦНС. Наиболее физиологичным для речи является нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения.
      Фонематический слух – способность человека отличать речевые звуки от других шумов и звуков, способность различать звуки речи между собой, способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы.
     Фонематическое восприятие – способность обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, кладя в основу этого объединения существенные и игнорируя случайные признаки звука. Только при его нормальном развитии возможно четкое восприятие звуков речи.
     Важен для формирования речи и музыкальный слух, так как при его нарушении затрудняется усвоение логического ударения, интонации и модуляции.
     Понятие звукопроизношение тесно связано с понятием «артикуляция».
Артикуляция - совокупность движений отдельных речевых органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляционный уклад, отделимость звуков, чёткость их звучания.
    ДИКЦИЯ (лат. diktio - произнесение речи) - 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов.
Хорошая дикция обусловлена активной и точной артикуляцией звуков речи, слогов и слов. Особенно трудно добиться хорошей дикции в тех случаях, когда ситуация требует говорить в более быстром, по сравнению с привычным для говорящего, темпе. При значительном увеличении темпа артикуляционных движений дикция как бы "смазывается", восприятие речи затрудняется, что совершенно не допустимо в профессиональном общении.
       Как уже говорилось выше, образование фонем не возможно без обратной связи, кинестезий. Кинестезия - так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов так и всего человеческого тела. Это способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела. Эта способность достигается за счёт проприоцепторов, которые посылают в головной мозг импульсы от мышц, суставов и сухожилий. Без такой способности человек не мог бы выполнять координированных движений с закрытыми глазами.
Другой стороной речи является мелодико-интонационная. Рассмотрим базовые понятия, связанные с этой стороной речи.
      Мелодика – повышение или понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Вместе с временными характеристиками речи (темп, паузы, смысловое продление) и её интенсивностью образует интонацию речи. Умение точно воспринять мелодику речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса - одно из необходимых условий эффективного общения. Не менее важно научиться управлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций.
      Высота звука (голоса) определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Высота тона зависит от того, сколько смыканий и размыканий осуществляют г/с в процессе своих колебаний и сколько, соответственно, порций сгущенного подскладочного воздуха они пропустят. Высота голоса определяется размеров и напряжением г/с (пример: 1 и 6 струны гитары), этим и объясняется различие детского и взрослого голоса. Высота позволяет располагать все звуки по шкале от низких к высоким. Интонирование речи обусловлено прежде всего модуляциями голоса по высоте, своего рода мелодическим рисунком. Умение точно воспринять мелодику речи, т. е. уловить на слух все высотные изменения голоса, — одно из необходимых условий эффективного педагогического общения. Резонатор – полость, имеющая определенные физические характеристики. Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс - это результат вибрации воздуха в голосовых полостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание. Естественный тип голоса зависит от размера резонирующих полостей в вашей груди, горле и структурах лица. Для того чтобы ваш голос не звучал монотонно, он должен охватывать по крайней мере октаву. Это значит - четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Низкие голоса приятны для слуха. Чем ниже вам удастся расположить свой голос, тем больше шансов, что он не будет искажен усилительными приборами (тем не менее, не стоит искусственно изменять свой голос до ненатурально низкого). Если вы испытываете напряжение, то высота голоса повышается. Если вы сердитесь, голос становится резким и пронзительным. Если вы устали, голос становится хриплым. Если вы опечалены, то и диапазон, и высота голоса понижаются.
      ТИП ГОЛОСА - разновидность человеческого голоса (певческого или речевого), выделяемая на основе высотно-тембральных признаков. С точки зрения относительной высоты звучания типологическая классификация голосов имеет следующий вид:
       Сила звука – уровень звукового давления, различают две характеристики звукового давления: интенсивность и громкость. Интенсивность – характеристика уровня звукового давления, продуцируемого говорящим. Громкость – субъективное восприятие колебательных движений, их амплитуды слушающим. Амплитуда – размах колебательного движения, не зависящий от частоты. Сила звука, как и частота зависят от подскладочного давления (чем выше давление, тем больше сила и частота). В музыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами - в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p), меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff). Очевидно, эту шкалу удобно распространить на все случаи, когда анализируются громкостные характеристики голоса и речи.
       Наиболее сложным параметром голоса является его тембр или индивидуальная окраска. В сложном звуке различают основной тон, определяющий высоту звучания, и обертоны, сумма звуков которых и создает индивидуальный тембр. Тембр определяется соотношением высоты и силы звука, количеством обертонов, индивидуальными особенностями и способами использования резонаторов. Два разных голоса могут быть одинаковыми по высоте и силе, но всегда будут отличаться по тембру. Тембр голоса напрямую зависит от индивидуальных особенностей резонаторов. Голос будет громче, при прочих равных условиях, если в его тембре будет больше звонкости, металличности, резкости, пронзительности, то есть больше "удельный вес" высокочастотных обертонов. Однако с точки зрения эстетики и экономии мышечных усилий важно, чтобы высокочастотные обертоны лежали в области 2000-4000 Гц, где образуется так называемая верхняя форманта, придающая голосу полётность и приятную окраску. Громкость голоса, то есть его слышимость тем больше, чем более явно выражена в нем верхняя форманта, так как слух человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных задач. Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднен. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.
       Логическое ударение - средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное словесное ударение, логическое ударение, обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из собеседников.
Интонация – это совокупность звуковых средств речи, которые фонетически ее организуют, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Манера произношения, отражающая какое-л. чувство говорящего, его отношение к предмету речи. Интонация - это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.
В логопедии также выделяют нарушения темпо-ритмической стороны речи.
       Темп речи -  скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски содержания. Речь должна быть сбалансированной по темпу. Оптимальный темп, в зависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляют медленный и быстрый темпы некоторому среднему темпу и называют его "нормальным". Правильнее этот последний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия "нормальный" и "оптимальный" близки по содержанию. Средний темп речи русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы "учебной речи": в 5-6 классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в 10-м - не более 75 слов в минуту. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Темп артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы "лежащими наготове" в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т.д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром темпе, чем публичное выступление. Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Темп речи, особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, эхо (реверберация) может накладываться на последующие слова, в этом случае следует говорить медленнее. Замедление темпа может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение темпа достигается путем сокращения длительности звуков (т.е. увеличением скорости артикуляции); при быстром темпе паузы между словами делаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении темпа речи согласные сохраняются лучше, чем гласные.
      Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
      Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время, боль, страдание, страх - вообще отрицательные эмоции - вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая зависимость лежит в основе интуитивного выбора того или иного ритма устного высказывания.
      ПАУЗА (греч. pausis - прекращение) - временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Среди психологических пауз обычно отмечают паузы припоминания, паузы умолчания, паузы напряжения. В устной речи паузы, так же, как и слова являясь отражением мыслительных процессов, могут свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально, осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих местах (например, в середине слова).  Длительность паузы зависит от того, что вызывает остановку и ради чего она производится. Пауза нужна слушателю. Она нужна, чтобы осознать новую информацию, прореагировать, сравнить её с прошлым опытом, найти для неё место в ряду ассоциаций и тем самым запомнить. Пауза нужна говорящему. Не только для того, чтобы набрать воздуха, собраться с мыслями, но и для того, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено и как произнесено. Часто именно реакция слушателей на то или иное высказывание определяет дальнейшее протекание речи. В любом случае пауза - это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это - продолжение разговора другими (невербальными) средствами.



   

Марианна 01.06.2011, 19:19 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: