Логомаг

Марианна Лынская

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Программа занятий для безречевых детей на лето Марианна Лынская

Для детей, имеющих задержку речевого развития, алалию и т.п. от 2 лет.


Примерные типы занятий для безречевых детей на лето.

Уважаемые родители, программа составлена именно для ваших занятий с ребенком. Мы убеждены, что организуя летнее время с учетом нижеследующих рекомендаций, Вы сможете добиться положительных результатов в развитии речи. Учитывая, что «летний воздух» благотворно влияет на развитие нервной системы, мы предлагаем проводить на улице большую часть дня, и большинство игр способствуют выполнению этой  рекомендации.

Задачи: развитие мотивации к речевой деятельности, расширение внутреннего лексикона, развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы, развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.

Основные правила:

  • Опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).

  • Основная Ваша цель - максимум сенсорных впечатлений при кратком, эмоциональном речевом комментарии. Например, ребенок копается в грязи, а Вы рядом: "Ух, ты какая грязь" с неподдельным восторгом.

Формирование навыков произнесения звукоподражаний, первых слов.

Игра «Пальцеход» на звукоподражания, вот такая: 

Игра «Машинка из одеяла». Взрослый стелит на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.

«Мусорка» - логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» - если попал, «бум» - если что-то упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения
«Дождик». Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап».
«Снег». Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово.
«Будильник». Для развития кинестетических ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Логопед пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе.  Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.
«Чудесный мешочек». Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет. 

 Игра «Обертки». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.

 Формирование грамматического компонента языковой способности, формирование навыков словоизменения.

Сортировка игрушек. Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в им.падеже, мн.числе имели окончания: -ы, -и. предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п. По окончанию игры покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек - «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончанию игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во мн.числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».

Игра «Теремок». Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».

Упражнение «Разноцветный сундучок». Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.

Игра «Домики для животных». Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».

Формирование семантического компонента языковой способности, формирование внутреннего и активного лексикона, внутренней речи.

Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую – самые маленькие кубики, в третью – самые толстые цилиндры и т.д.).

Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием – пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху – что готовится на кухне.

Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты», повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за Вами эти простые слова.

Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком – гуляем по дну озера; разложите ракушки – по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп – скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами (Г.Г. Колос, 2007).

Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

Перед началом занятий с ребенком, предложите ему самому выбрать, чем именно вы займетесь в этот момент: ребенок может изъявить  свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ (краски – рисовать, конструктор – собирать развивающие паззлы и т.п.). Таким образом  ребенок будет учиться планировать свою деятельность.  

Желаю Вам успехов! М.Лынская

Марианна Лынская 09.07.2011, 14:35 Комментарии 20
КОММЕНТАРИИ
Иоанна Ицкович 17.07.2011, 20:55 #
Марианна Ильинична, спасибо за идеи!
Сейчас занимаюсь с безречевым ребенком семи лет. Похоже, у него значительный сенсорный компонент. МРТ показывает серьезные нарушения в левом полушарии. Они начали занятия с логопедами год назад. Собрались в сентябре в детский сад. Мама говорит, что он собирает паззлы и знает буквы и цифры. Со мной он таких талантов не проявляет, а только прыгает, хохочет и лезет обниматься. Единственное слово - "дай". При эмоциональной включенности повторяет слова (дым, огонь, нож, лук, бах), но к следующему занятию эти слова забывает.
Как Вы думаете, какие у этого ребёнка могут быть перспективы? Или в 7 лет начинать уже поздно?

Никогда не поздно, но в таких случаях я советую: сначала вылечить маму!!!!

Вы из Москвы?
Где родители были до 6 лет? И кто и в какой садик их в 7 лет берут?
Медикаментозно лечатся?

Если лезет обниматься, то нарушена сенсорика, как и у большинства таких детей. Обязательно нужна так называемая сенсорная интеграция. Мы занимаемся тут http://www.maximova.org/. Но можно найти любого другого специалиста.

Про перспективы. Мы начали с 2,5. Сейчас 4,5. Ребенок остается очень и очень тяжелым, и вероятно ни о какой норме речи не идет, даже рядом с нормой не идет. НО. В каком состоянии он был, это ужас и кошмар. И СДВГ жуткое, и интеллект на нуле, и понимание речи слов 10, полная неуправляемость. .
Сейчас мы понимаем отдельные слова, речь на бытовом уровне но только ситуативную. Сидим за столом. Кубики, пазлы, доски сегена собираем. Знаем цвета и формы. Учим алфавит и счет. И все это благодаря нашим педагогам. Так что необучаемых детей нет. Обязательно нужно заниматся и подбирать ключи.

Иоанна Ицкович 21.07.2011, 20:10 #
Спасибо за ссылку. Они живут глубоко в деревне. Невролог у них нормальный. В какой идут сад, точно не знаю, то ли в речевой, то ли в коррекционный. Я им говорю, что обязательно надо с детьми общаться для мотивации.

Ребёнку 3. 5 года. Говорит слова мама, баба, ляля, дядя, ма (маленький), та-та-та (когда рассыпается что-либо). Нет ротового выдоха (пытается дуть носом пузыри и на всё остальное, если попросить подуть). Пробовали зажимать нос, чтобы сделать с помощью трубочки "бурю в стакане", чтобы подуть на ватку, посмотреть, что за игрушка за "занавеской" спрятались и выполняя другие подобные упражнения - результата нет (выдох только носом). Посоветуйте, что ещё можно сделать?

Доброго времени, если бы у ребенка не было ротового выдоха, он бы ничего не говорил вообще, потому что дети, говорящие на вдохе - заикаются. В чем проблема то, в том, что у ребенка задержка речевого развития (а по возрасту ОНР) или в том, что у Вас не получается, чтобы он дул на ватку? Это я к тому, что советовать: упражнения для дыхания или для стимуляции речи?

Спасибо за внимание. Ребёнка невозможно уговорить подуть ротиком. Может Вы подскажете какие-то "хитрые" приёмы, чтобы он дул ртом?
Если у ребёнка, что-то не получается сделать, он начинает нервничать, биться головой о пол, стенку. Занимаемся по Дедюхиной, Кирилловой. Использую систему Пятницы, Башинской. Прошло 3 недели с начала занятий - результата практически нет. Мама говорит, что больше звуков появилось у ребёнка, мне пока не заметно. Иногда он показывает артикуляцию звука ртом, но без голоса.

3 недели - это очень незначительный срок для 3, 5 лет. Вы логопед? Какое определено заключение у ребенка? Методичка Дедюхиной и Кирилловой отлично подходит для детей до 2, 5 лет, а также для детей с тяжелыми речевыми расстройствами: сенсорной алалией, РДА. Если ребенку 3,5 очень многие игры оттуда не вызовут у него потребности в подражании речевой деятельности взрослых и мотивации к общению. Система Пятницы также великолепна для детей, которые имеют в арсенале какие-либо слова. либо для тяжелых деток, поскольку преодоление апраксии важно, если она есть. А в остальных случаях является не основной задачей.
Я не думаю, что ребенка на этапе безречия так уж необходимо обучать навыкам речевого выдоха, не дует ртом, не заставляйте, Вы же явно провоцируете проявления речевого негативизма: биение головой об стену - типиичный признак, кстати, характерный именно для моторной алалии, а не для ЗРР. Провоцируя негативизм, рискуете получить заикание на выходе из алалии.
Посему советую обратиться к стимуляции речи через сенсорные игры с привлечением 5 анализаторов, а также делать упор больше на компоненты языковой способности, а не на развитие прямых речевых навыков.

Конечно, сложно сказать не видя ребенка, но судя по тому, что Вы рассказываете, у ребенка все же алалия, а не зрр. Следовательно, не ждите быстрой динамики, к сожалению.
О литературе. В начале осени выйдет моя книга по работе с неговорящими детьми, ее можно будет купить у нас в магазине (у нас доставка во все регионы россии и страны снг).
другие посоветую ссылками на нас, ибо проще скопировать ссылку, чем писать выходные данные.
http://logomag.ru/shop/product-544/
http://logomag.ru/shop/product-530/
http://logomag.ru/shop/product-529/
http://logomag.ru/shop/product-478/
http://logomag.ru/shop/product-432/
http://logomag.ru/shop/product-650/
Кроме того. обратите внимание у нас есть раздел игрушек, специально подбранный для неговорящих детей, посмотрите описание к игрушкам, почерпните оттуда идеи.
Всегда рада помочь, если что пишите в личку, справа от фамилии, если нажать на конвертик, можно будет написать личное сообщение

Оксана, если есть элементы РДА, то можно использовать терапию с элементами АВА. Вот тут мама выкладывала свои видео уроки. Мне не все нравится, но можно взять за основу. http://video.yandex.ru/users/frenil/?how=my

Мой тоже не умеет дуть. Но поверьте, причина отсутствия речи совсем другая....

Я так поняла, что элементы РДА не у этого ребенка, а вообще у детей с консультаций, нет?

Спасибо всем за ссылки! У этого ребёнка нет элементов РДА. Ещё, забыла указать, что он - левша.

1он начинает нервничать, биться головой о пол, стенку.
2 ест только перетёртую пищу
3. тонус снижен...небось на цыпочках тоже ходит?

а это что?) Не , обычные дети тоже бьются головой, но...

Указательный жест есть? Да-нет кивает? ЖЕстами объясняет все что хочет (что значит их мало, безречевые дети без прочих патологий вам сказку в жестах перескажут)? Подражание есть?
Вы подтверждаете слова врача "обращённую речь понимает"? Сказки понимает? Не на уровне покажи где колобок, а с ответами на вопросы, подтекс и т.п.?

1 - проявления типичного речевого негативизма при моторной алалии, в т.ч. описанном во всех учебниках по логопедии
2, 3 - типичные признаки дизартрии, но не как ни РДА. Надежда, при всем моем уважении,я думаю, что я более сильный специалист в дифференциальной диагностике)))
Далее по жестам: моторная алалия отличается от ЗРР скудным использованием жестов - на эту тему очень много исследований.
Подтекст и косвеные вопросы также не доступны для ребенка с моторной алалией, так что Вы уж не путайте молодого логопеда)))

Оксана, левшество также типично для моторной алалии. Скорее всего, левшество у ребенка не генетическое, а патологическое, т.е у него нарушения межполушарной ассиметрии. Еще один факт, что это действительно алалия, а не ЗРР, следовательно, и не может быть явной динамики за 3 недели. Удачи Вам!!

Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Диагностировать ребенка по весьма скудному описанию да еще и заочно невозможно впринципе)

Почему битье головой это негативизм только при моторной алалии? Аутисты тоже могут, и ЗПР может, и даже норма может. Мы так не делаем, но это не значит что у нас нет алалии.

Подтекст и косвеные вопросы также не доступны для ребенка с моторной алалией, так что Вы уж не путайте молодого логопеда)))

НЕдоступны при моторной алалии с сенсорным компонентом. Которая чаще всего и встречается, чем просто моторная алалия.

Про левшество. Насколько выражено? Мы многое делаем 2 руками. Что характерно при органике.

Оксана, что у ребенка с горшком? Он сам одевается, ест?

Согласна, что невозможно. И согласно, что все мы бьемся головой, однако мы не говорим обо всех, а о совокупности диагностически значимых критериев, в ходе рассмотрения которых, это более похоже на речевой негативизм.
Недоступны для всех детей с моторной алалией, потому что у всех детей с моторной алалией есть сенсорный компонент, в противном случае мы бы говорили о детской афазией.
Надежда, думаю, что помимо практических знаний, важны еще и теоретические, в том числе знания в области методологии. Например, о невозможности существования моторной алалии без сенсорного компонента говорят исследования в области нейропсихологии, концепция динамической локализаии ВПФ, функциональных систем и пр. психофизиологические концепции. Если хотите, я могу дать Вам ссылки, чтобы Вы с ними ознакомились.
Левшество - это когда ребенок действует левой рукой, видит левым глазом и слышит левым ухом, лучше чем правым. Леворукость - когда мы говорим о действиях левой рукой. Когда мы говорим о одинаково успешном действии и левой, и правой рукой - мы имеем в виду амбидекстрию.
Сенсорной алалии, безусловно, много, но моторной все же больше, посему думаю не верно искать сенсорную во всех детях...

Я хочу ссылки))

чем больше я узнаю, тем больше путаюсь. кошмар))))

Здравствуйте. Помогите определиться с диагнозом и последующим лечением. Ребёнку 4,9 говорит, но мало. Неврологи ставят ЗРР, ЗПРР, стертую дизартрию. Не любит, прикосание к своему телу, кого бы-то ни было. Взгляд останавливается и он как-будто замирает на какое-то время, а когда его окликнешь -возвращается. Довольно быстро заучивает стихи и помнит их долго. Составляет предложения из 4-5 слов, но не охотно. Занимаемся с логопедом, с помощью 6 палочек логопед делает массаж и ставит звуки. Занимаемся с логопедом уже 1,5 месяца положительная динамика есть, шипящие появились, -закрепляем. Слюнотечение бывает, когда пытается что-то быстро сказать или чем-то увлечён. Часто замечаю, особенно при занятиях с логопедом непонятные звуки "сюхдх-сюхдх" -непонятно что это? Занимаемся с психологом, до занятий с психологом он повторял вопросы адресованные ему , сейчас реже. Не всегда понимает вопросы, которые ему задают, если у него просишь принести вилку, он её принесёт, а вот если спросишь "что ты сегодня ел в садике?", он ответит "ел в садике". Или он говорит "Мама пошли в магазин? Я спрашиваю "зачем, что мы будем покупать?" Он не ответит, а будет один и тот же вопрос повторять , а если предложишь на выбор варианты ответов, он может домыслить и предложить свой вариант. Правильно ли нам поставили диагноз? Мы медикаментозно лечимся, что можно ещё включить для скочка в развитии. И ещё у нас были аденоиды 3 стадии, мы их на этой неделе удалили, они могли затормозить наше развитие? А ещё смещение позвонков в трёх отделах? Спасибо

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: