В последние десятилетия у подавляющего большинства детей (90%)
наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной
активности. Графомоторные навыки данной категории детей отличаются
незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У
детей отмечается неправильная передача пространственного положения
предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта
размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для
владения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных
временных и оптико-пространственных представлений, фонематического
восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы.
Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков,
необходимых для успешного овладения грамотой. Дошкольники с ОНР ещё не
способны проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании
образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое
количество времени на копирование образца .
Алипенко Татьяна Александровна, педагог-психолог предлагает свою программу, составной частью которой является развитие графомоторных навыков.
Задачи программы:
1. Развитие зрительного внимания.
2. Развитие стратегий зрительного опознавания.
3. Развитие графомоторных функций.
Состоит
из 4-х занятий, включающих цикл упражнений. Проводятся индивидуально
либо в мини-группах (по 2-4 человека) психологом. Рассчитана на детей
5-7 лет. Длительность занятия – 15-30 минут (в зависимости от возраста
детей).
Занятие 1.
Упражнение 1. “Пирамидка”.
Инструкция:
Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно.
Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется
время – 1-3 мин.)
Упражнение 2. “Найди отличия” (рисунок 1).
Инструкция:
Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и
обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже
на сюжетных).
Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.
Инструкция:
Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках
(например: чайник без носика, собака без хвоста и т.д.).
Минутка
отдыха: Соединить руки ладонями – каждый палец левой руки с
соответствующим пальцем правой при проговаривании слов “встречаются”
друг с другом.
– Мама, мама!
– Что сынок?
– Гости едут!
– Ну и что?
– Здрасте, здрасте! (Чмок, чмок, чмок)
– Проходите, не спешите, только ножки оботрите!
Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.
Инструкция:
Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой
предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее
крупных).
Упражнение 5. “Узнай картинку” (рисунок 2 – верхний).
Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.
Занятие 2.
Упражнение 1. “Перцептивное моделирование”.
Инструкция:
Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого
нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части
различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться
должно только одно животное).
Упражнение 2. “Рисование в воздухе”.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет (дом, цветок, автомобиль и т.д.).
Упражнение 3. “Загадка” (рисунок 2 – нижний).
Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.
Упражнение 4. “Дорисуй картинку и раскрась” (рисунок 3).
Инструкция:
Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же,
чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась
его.
Упражнение 5. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.
Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.
Занятие 3.
Упражнение 1. “Корректурная проба”
Инструкция:
Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по
инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время
выполнения).
Упражнение 2. “Обведи по точкам картинки”.
Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).
Упражнение 3. “Разрезные картинки”.
Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).
Минутка отдыха: см. занятие 1.
Упражнение 4. “Путаница”.
Инструкция:
Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для
этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где
заканчивается её путь.
Упражнение 5. “Дополни до целого” (рисунок 4).
Инструкция:
Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За
чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только
те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.
Занятие 4.
Упражнение
1. “Проведи линии по точкам” Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные
линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.
Упражнение 2. “Найди нужные предметы”
Инструкция: Предлагается посмотреть на картинку и показывать в прямом порядке цветы и в обратном – звёздочки.
Упражнение 3. “Плавные дорожки”
Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.
Упражнение 4. “Заплатка”.
Инструкция:
Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из
предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж.
Равенна).
Упражнение 5. “Разрезные картинки”.
В презентации можно посмотреть направления работы и задания по данному вопросу , предложенные Иншаковой О.Б.:
Раздел 1. Узнавание изображений реальных предметов и их контуров
С
помощью заданий, предлагаемых в данном разделе, у детей развиваются
способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных
предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному
расположению, в нахождении сходств и отличий.
Дошкольники и
школьники учатся различать контурные изображения предметов,
перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на
друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных
контуров.
Если у ребенка при выполнении заданий на зрительное
распознавание не цветных перечеркнутых и наложенных контурных
изображений возникают серьезные трудности, допустима предварительная
цветная обводка контуров или раскрашивание рисунков.
Раздел 2. Формирование зрительного слежения
Раздел 3. Формирование зрительно-моторной координации
Здесь
используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения
подкреп¬ляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо
и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей
формируется зрительно-моторная координация.
Раздел 4. Развитие зрительно-моторной координации
В этом разделе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыду¬щих разделов, закрепляются и автоматизируются.
В
результате проведенной работы ребенок сможет правильно осуществлять
графи¬ческую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно
исправлять допу¬щенные графические ошибки.