Воспитание гармоничной личности должно начинаться с самых ранних лет жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит начальной ступени в системе образования. Картина трудностей обучения младших школьников с нарушенным речевым развитием, очень часто включает в себя нарушения письма (дисграфию). По исследованиям ведущих ученых, дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В психолого-педагогических исследованиях, проведенных Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой и другими авторами, показано, что у младших школьников максимально страдает форма языкового анализа и синтеза. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха до¬статочно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа (В.К. Орфинская). Это обусловило необходимость разработки специальных заданий, упражнений и приемов коррекционного воздействия, осуществляемого учителем-логопедом в целях более полной нормализации речевой функций детей с нарушенным речевым развитием и тяжелыми нарушениями речи. Методическая разработка «Логопедическое лото «Звуковичок» предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
На уроках обучения грамоте и фонетической ритмики, в группе продленного дня и на индивидуальных занятиях лото в интересной и доступной форме познакомит детей со звуками и буквами родного языка. Научит анализировать слово, поможет сформировать первоначальные навыки чтения и письма, анализа и синтеза, развить фонетический слух и пространственное восприятие. Лото представляет собой комплект развивающих логопедических карт, в который вошли 31 лист с заданиями для 1-х и 31 лист для 2-4 классов, содержащих наиболее эффективный прием обучения основам языкового анализа и синтеза. В заданиях для 1 класса используются картинки в названии которых не более трех простых слогов. Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка - ведущая цель пособия, но не единственная. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребенок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные - твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, записывать слова печатными и письменными буквами, но и логически мыслить. У школьника разовьется осознанная правильная речь, зрительное и пространственное восприятие, внимание.
С лото «Звуковичок» легко и удобно работать. Весь материал доступен восприятию младшего школьника. Центральное место занимают упражнения по обучению анализу и синтезу звукового состава слова. В их основе тщательно подобранные предметные картинки, которые помогут ребенку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой даются схемы это¬го слова, отражающие его буквенный состав и положение звука в слове (в начале, середине и в конце). Схема является для ребенка опорой: произнося слово, ребенок отмечает на одной схеме последовательность букв в слове, а на другой выделяет нужным цветом тот звук, с которым знакомится на уроке или все звуки, если это необходимо. Обычно в школьной педагогике гласные звуки и буквы принято обозначать красным цветом, твердые со-гласные - синим, а мягкие согласные - зеленым. При выполнении заданий используются те же обозначения. На схеме ребенок может отмечать не только звуки, но и слоги, определяя границу слога вертикаль¬ной линией, а также ставить ударение. Выбор цвета при написании буквы зависит от качества звука, который она обозначает. В пособии дается анализ слов с йотированными гласными и Ь знаком с опорой на правила русского языка, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Обращаем внимание на то, что гласные Е, Ё, Ю, Я на схеме обозначают два звука и раскрашиваются соответственно разными цветами (зеленым цветом- Й, красным-гласный звук).
На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, не рекомендуется давать алфавитных названий букв. Надо называть букву так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М, а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным и плавным, послоговым чтением. Логопедическое лото «Звуковичок» можно использовать для разнообразных графических упражнений, направленных как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно-пространственных представлений, являясь хорошей профилактикой оптической дисграфии. Их успешное выполнение поможет ребенку запомнить зрительный образ каждой печатной буквы. Для этого предлагаются различные приемы работы с буквами: обводка по контуру, штриховка, раскрашивание и т.д. Для развития зрительно-пространственных ориентировок логопедические карты можно использовать как графический диктант. Учитель называет, сколько клеточек влево или вправо, вверх или вниз следует отступить и какая картинка нарисована на местах остановок. При выполнении графических упражнений следует обращать внимание на то, как сидит ребенок, правильно ли держит карандаш или ручку, точно ли обводит контуры фигур, учитывает ли направление штриховки, не переворачивает ли лист. Так, переходя от задания к заданию, дети постепенно познакомятся со всеми звуками родного языка и всеми печатными буквами. Логопедическое лото «Звуковичок» окажет практическую помощь не только педагогам школьных учреждений, но и дошкольных, а так же их родителям. Материал предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый диктует задания и осуществляет контроль, при необходимости оказывая минимальную помощь: без прямых подсказок дает возможность ребенку самому достичь нужного результата. Анализируя ошибки при выполнении заданий, не надо увлекаться критикой ребенка, важнее мочь ему понять, какую ошибку он допустил при выполнении того или иного задания и причины приведшие к ошибке. Доброжелательный настрой взрослого, тактичный анализ причин помогут детям правильно реагировать на неудачу и не отобьют желания заниматься дальше. Занятия с использованием «Логопедического лото» приносят детям радость и удовлетворение, являются одновременно серьезными и занимательными - от этого во многом зависит их эффективность. Проводить занятия надо регулярно, два-три раза в неделю, по 20-35 минут, в зависимости от возраста ребенка. Количество предлагаемых ребенку заданий определяется индивидуально с учетом его возможностей и подготовки. Предлагаю следующие примеры заданий:
Для развития ручной моторики и зрительно-пространственных ориентировок.
1. Обводим по контуру букву занятия в тот цвет, который принято выделять эту букву на письме: гласные - красным цветом, твердые со-гласные - синим, а мягкие согласные - зеленым.
2. Штриховка буквы занятия в нужный цвет по заданному направлению (возможно изменение направления по желанию педагога).
3. Графический диктант:
- Стартуем с клетки, где нарисована буква занятия. Две клеточки вправо: ребенок отсчитывает две клеточки вправо и называет что нарисовано в клетке, одна клетка вниз и называет картинку и т.д. В местах остановок можно закрывать картинку, заранее приготовленным шаблоном геометрической фигуры или вырезанной буквой задания.
4. «Найди картинку». Педагог предлагает отправиться в путешествие и обвести искомую картинку в заданный цвет.
5. - Что находится между машиной и бантом? Обведи картинку в желтый цвет. Что нарисовано над улиткой? Обведи в голубой цвет и т.д Возможно заменить выбор цвета на геометрическую форму.
6. Уделяя внимание на разницу вопросов кто? или что?, объясняем понятия одушевленного предмета и неодушевленного. Нужно выделить заданные картинки в различных вариантах: зачеркнуть в определенном направлении, цветом по заданию, обвести в заданную фигуру и т.д.
7. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука т.е в начале слова и обвести их заданным цветом. (Аналогично со звуком в середине и в конце слова)
Для развития фонематического восприятия и звукобуквенного анализа:
1. Предлагается назвать картинку. Выделить звук занятия и раскрасить кружок в схеме в тот цвет, которым обозначается на письме данный звук. Обращаем внимание на определение твердого и мягкого согласного.
2. Вписываем слово в клеточки, выделяем ударение т.е «зовем слово».
3. Делим слово вертикальными линиями на слоги. Обращаем внимание на правило: «сколько гласных столько и слогов»
4. Необходимо подобрать свои слова, в которых заданный звук в начале слова, в конце и в середине слова.
5. Выделение первого звука в слове графически.
Инструкция та же, что и в графическом диктанте. Ребенок обводит картинку в кружок тем цветом, которым обозначается на письме буква занятия в названии предмета. Например: «машина»- обводим картинку в круг синим карандашом, т.к слово начинается с согласного звука и он твердый; «улитка»- обводим картинку в круг красным карандашом, т.к слово начинается с гласного звука; «пень» - Обводим картинку в круг зеленым карандашом, т.к слово начинается с гласного звука и он мягкий.
Вот тот не полный список заданий, которые могут проводиться с использованием логопедического лото «Звуковичок». Каждый педагог может использовать их по собственному усмотрению. Предложенная система занимательных упражнений с успехом может быть использована для занятий как с детьми, имеющие различные речевые нарушения, так и с теми, кто не нуждается в помощи логопеда, но требуется помощь в восполнении пробелов в обучении русскому языку. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к школе полу¬чит хорошую возможность профилактики нарушений чтения и письма, а школьники избегут такого страшного слова как «дисграфия». Остается надеяться, что «Звуковичок» понравится и детям, и взрослыми сделает каждое занятие полезным и интересным.
Использованная литература:
1. Елецкая О.В., Горбачевская.Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М.: ТЦ Сфера,2007.-192 с.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.:ВЛАДОС,2001.-224с.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –Спб.: Изд-во «Союз», 2001 – 224с.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во ГНОМИ «Д», 2000.
5. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ, М.: Аркти, 1997. - 214 с.
6. http://forum.worldok.ru/index.php?showtopic=130597
7. http://www.all-ebooks.com/index.
8. http://www.solnet.ee