ДИСГРАФИЯ
– нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и
перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена
нарушением речевой системы в лом или недоразвитием речи. В основе дисграфии обычно
лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки)
и недостатки произношения,препятствующие овладению фонематическим звуковым
составом слова.
ПРИЧИНЫ
Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной
школе, и анализируя причины их вызывающие, выделяем следующие «группы риска»,
т.е. группы детей у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
v
Одна из основных «групп риска» - те дети,
имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности у мамы, родовые
травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.
v
Еще одна «группа риска» - это дети ослабленные,
часто болеющие. Как правило, это худенькие, бледные дети, физически
недостаточно развиты, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть
очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывают
столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы.
v
Большую «группу риска» составляют дети, у
которых имеется задержка тех или иных функций. Причем задержки у этих детей
видны еще до школы. Например, ребенок с задержкой в развитии моторных функций,
по словам родителей, «не любит» рисовать, неохотно манипулирует мелкими
предметами, играя с конструктором, и даже не умеет завязывать шнурки.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА
Рассматривая психофизиологические особенности формирования
навыка письма, знаем, что письмо, воспринимаемое со стороны, как целое и
связное, на самом деле (особенно на начальных этапах обучения) является
последовательностью (цепочкой) дискретных операций. И только тогда, когда навык
сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без
осознания, без направленного контроля. Однако если этап начального обучения
построен так, что какие-то реакции не закрепляются (например, из-за недостатка
времени), какие-то закрепляются неправильно и т.п., то последующая тренировка
закрепит неправильное выполнение, и результаты будут неудовлетворительными.
Очень
важно помнить, любые трудности в процессе обучения письму необходимо заметить
как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры коррекции, постараться
их скорректировать. Иначе неизбежна задержка формирования навыка, нарушение
этапности и даже полная невозможность формирования навыка.
ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРИЧИНЫ И
ПОСЛЕДСТВИЯ
Выполнение двигательного
акта письма во многом зависит не только от степени развития моторных функций,
но и от особенностей зрительного восприятия, пространственного восприятия,
зрительно – моторных координаций.
Для детей с
подобными нарушениями характерна
нестабильность графических форм, проявляющаяся в значительной вариативности
(нарушении) определенной высоты, протяженности (ширины) и наклона букв, а также
медленный темп письма и тремор.
Как правило, у детей
с нарушениями моторных функций очень трудно идет процесс освоения конфигурации
букв, они никак не могут понять соотношение частей, их расположения на строке.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Во-первых,
необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких
движений рук, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание,
лепка и перебирание мелких деталей; вязание и склеивание мелких деталей; можно
нанизывать пуговицы, бусины на нитку, можно раскрашивать набольшие поверхности
картинок. Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно,
необходимо усилить внимание при изучении каждой буквы, на расположение ее
частей, направление штрихов.
На начальном этапе
обучения большие по объёму письменные задания, многократные переписывания могут
дать обратный эффект, т.к. эти дети пишут с большим напряжением, а значит,
быстро устают. Наряду со специфической коррекцией необходимо и неспецифическая
– общее укрепление организма, терпеливое и внимательное отношение педагога и
родителей.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО
ПРИЧИНЫ
Довольно часто
среди трудностей обучения фигурирует так называемое «зеркальное письмо».
Случаи, когда все буквы пишутся зеркально, очень редки. Основная причина –
недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных
элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «правое – левое». А также
это связано с тем, что не уделяется достаточное внимание пространственному
расположению элементов буквы, осознанности ее выполнения, подробному разбору
траектории движения, направлению движений. Ребенку необходимо не только
целостное восприятие буквы, но и пространственное расположение, и соотношение
ее частей, анализ составляющих элементов. Подобная работа на начальном этапе
обучения дает хорошие результаты, но коррекция во 2 и 3 классах очень трудна.
ОШИБКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Важнейшим элементом
письма на первых этапах обучения является звуковой анализ слов или
звукобуквенный анализ. На этом этапе обучения звуковой анализ слова, выделение
фонем, перевод их в графеме осуществляется осознанно и если в этот момент
формирования навыка не уделить достаточное внимание звукобуквенному анализу, не
дать ребенку достаточное и необходимое время для проведения этой работы,
успешного формирование навыка не будет. Недостатки обучения на 1 этапе
закрепятся и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно.
ПРИЧИНЫ
Известный
нейрофизиолог Лурия убедительно доказал, что нарушение фонематического слуха и
звукобуквенного анализа связаны с нарушениями в деятельности левой височной
области коры головного мозга, отвечающей за этот аспект письма. Основная
трудность в восприятии близких по звучанию звуков имеется у ребенка, но при
этом может быть музыкальный слух. Причины подобных нарушений в деятельности
левой височной области коры головного мозга могут быть разными: родовая травма
и травма в раннем детстве, либо результат воспалительных процессов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Особенно важен при
обучении письму механизм проговаривания. Он необходим не только для того, чтобы
правильно провести звукобуквенный анализ, но и для того, чтобы запомнить
порядок звуков, входящих в состав слова, особенно в тех случаях, когда у
ребенка имеются и какие-то другие трудности в освоении письма.
Итак, главная задача учителя увидеть этих
детей, убедить родителей как можно быстрее начать работу с логопедом по
корректировке звукопроизношения, формированию фонетико-фонематического слуха,
не надеяться, что это пройдет само собой и усилить работу с этим учеником по
звукобуквенному анализу.
В это же время следует помнить, эти дети
работают медленнее других, а направленное внимание на звукобуквенный анализ
ухудшает качество почерка.