Логомаг

Документация логопеда

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Планирование кружковой работы учителя – логопедаДокументация логопеда

Материал подготовлен учителем-логопедом Поповой Г.А.


Планирование кружковой работы учителя – логопеда.

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития « Ребенок - подросток - взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи (ребенка-логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния.

 Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. В предлагаемой программе реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

Развитие сенсорных моторных функций;

Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

Развитие мимической мускулатуры

Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятии, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

Развитие эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности;

Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности

( дружбы, любви, уважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки др.).

Цель: всестороннее развитие личности ребенка, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения

Развивать наглядно-образное мышление и формировать словесно-логическое мышление и умение делать выводы, обосновывать свои суждения

Формировать приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование.

Развивать внимание, память, творческие способности, воображение, вариативность мышления

Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия

Развивать умение общения со взрослым, со сверстниками

Развивать умения говорения, слушания, чтения

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих

Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развивать грамматический строй речи, связную речь

Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением

Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка

Программа рассчитана на детей 5-6 лет на один год обучения.

Дети должны уметь к концу обучения:

Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова.

Производит анализ слов из 7-8 звуков.

Находить место определенного звука в слове, называть « соседей» этого звука.

Четко дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости - мягкости, звонкости – глухости.

Уметь самостоятельно давать характеристику звука по звучанию и артикуляционному укладу.

Владеть схематическим звуковым разбором слова.

Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова. 

Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения.

Владеть достаточным лексическим запасом.

Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия и внимания.

Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению.

Содержание программы:

Лексическая работа:

- наблюдение над лексическим значением слов - названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

- обогащение словарного запаса детей словами тематических групп;

- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу;

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи;

Развитие грамматического строя речи:

- наблюдение над образование слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, образование слов по образцу;

- наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

- формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

- практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

- знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

Развитие связной устной речи:

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

- бучение подробному пересказу тексту;

- обучению составлению устной загадки - описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам;

- обучение умелой, искусной речи, т.е. эффективной речи.

 

Развитие звуко - слогового анализа:

Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-звуковой анализ состава слогов и слов;

Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушений последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательнее преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

На занятиях ведется целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

 Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. 

Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. 

Все занятия ориентированы на психическую защищенности ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае - это игра, в другом – занятие – спектакль, где дети – участники спектакля, и зрители. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении занятия.

Разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении знаний.

Тематическое планирование

Обследование речи детей.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия..

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звуки вокруг нас. Зачем они нужны.

Слово. Слово как часть предложения.

Предложение. Ознакомление со словарным составом предложения. Знакомство с графическим изображением предложения. Составление предложений с заданными словами.

Гласные звуки. Их изображение на письме. Гласные звуки и буквы, выделение заданных звуков в потоке.

Гласные и согласные звуки. Выделение заданных звуков в начале слов. Анализ звуковых сочетаний.

Слог. Господин слогораздел.

Ударение.

Для чего нужна речь.

Общение и его формы.

В стране зеркал. Буква и её отражение. Профилактика дисграфии и дислексии.

Развитие связной речи.

Устное общение.

Родственные слова.

В мире слов. Слова похожие и разные.

Несклоняемые существительные.

Категории до, после. 

Имена собственные .

Местоимения.

Неповторимая окраска голоса.

Речевой этикет. 

СЕНТЯБРЬ

1-2 неделя

Обследование звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи и определение готовности детей к школе. 

3 неделя

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель: развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. 

4 неделя

Тема: Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. 

Цель: познакомить детей с понятием «звук», «речевые», «неречевые» звуки, учить определять направление звука, развивать фонематический слух.

Тема: Звуки вокруг нас. 

Цель: погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) сторона речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Познакомить с приемами звукоподражания в художественной речи.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Тема: Для чего нужна речь.

Цель: познакомить детей с тем, какую роль играет язык (речь) в нашей жизни. 

Тема: Большой секрет для маленькой компании.

Цель: помочь детям понять, что речь - важное средство общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2 неделя

Тема: Слово утешает, слово огорчает.

Цель: познакомить детей с тем, что речь влияет на чувства и поведение людей. 

Тема: Повелось так с давних лет.

Цель: научить детей уместно употреблять различные слова приветствия.

3 неделя

Тема: Слово.

Цель: помочь осознать, что слово звучит, т.е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами); учить определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах. 

Тема: Слово, как часть предложения. 

Цель: усвоить понятие слово, как части предложения, его лексическое значение.

4 неделя

Тема: Предложение. 

Цель: дать понятие о предложении, деление речи на предложения. 

Тема: Предложение. 

Цель: продолжать знакомить с предложением;  выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; развивать фонематическое восприятие.

НОЯБРЬ

1 неделя

Тема: Знакомство с графическим изображением предложения. 

Цель: учить придумывать рассказы по картинке, изображать предложения графически. 


Тема: Ознакомление со словарным составом предложения. 

Цель: закрепить знания о том, что мысль выражается предложением, которое состоит слов. 

2 неделя

Тема: Составление предложений с заданными словами.

Цель: обучить составлению разнообразных предложений по заданию

Тема: Правила приличия.

Цель: познакомить детей с некоторыми правилами поведения во время разговора

3 неделя

 Тема: У меня зазвонил телефон.

Цель: познакомить детей с тем, как нужно вежливо разговаривать по телефону. 

Тема: Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) 

Цель: познакомить детей с понятием «устная» речь», «письменная» речь, «жестовая» речь; познакомить с особенностями несловесных средств общения. 

4 неделя

Тема: Звуки. Зачем они нужны?

Цель: дать понятие «звук», упражнять в выделении заданного звука из потока звуков.

Тема: Гласные звуки 

Цель: закрепить понятие «звук», дать понятие «гласный звук».

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Тема: Гласные звуки. Изображение их на письме.

Цель: закрепить понятие «гласный звук», дать понятие «буква», учить дифференцировать эти понятия.

Тема: Гласные звуки и буквы. Выделение заданных звуков из потока звуков.

Цель: закрепить понятие о гласных звуках,  выделять заданный звук из потока звуков. 

2 неделя

Тема: Снеговик.

Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас. 

Тема: Звуки гласные и согласные, выделение заданного звука в начале слова. 

Цель: познакомить с понятием «согласный звук», учить сравнивать с гласным, познакомить со схематичным обозначением гласных и согласных звуков.

3 неделя

Тема: Город красивой речи. 

Цель: формировать временную (возрастную) и пространственную ориентацию и координацию движений, развивать диалогическую речь,

составлять предложения с предлогами на, над; 

4 неделя

 Тема: Новая сказка. 

Цель: учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать творческое воображение.


ЯНВАРЬ

1 -2 неделя

Каникулы

3 неделя

 Тема: Звуки гласные и согласные, анализ звуковых сочетаний типа СГС.

Цель: закрепить понятие о гласных и согласных звуках, учить давать их характеристику, составлять схему звуковых  сочетаний.

Тема: Слог.

Цель: познакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге; упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов.

4 неделя

Тема: Господин Слогораздел.

Цель: закрепить понятие о слове и слоге, как его части, делить слова на слоги, составлять схемы слов.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Тема: Ударение.

Цель: знакомить детей с ударением, учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.

2 неделя

Тема: Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у детей. 

Цель: заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутье, прививать интерес к нормам литературного произношения. 

Тема: Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников. 

Цель: развивать пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы, развивать зрительные внимание и память, тактильные ощущения. 

3 неделя

Тема: Пересказ произведения В. Осеевой « Просто старушка».

Цель: продолжать учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту, передавая диалог действующих лиц, отвечать на вопросы распространенными предложениями, развивать слуховую память. Воспитывать сочувствие и уважение к людям.

Тема: Звуки глухие и звонкие.

Цель: познакомить с понятием « глухой - звонкий звук», схематическим изображением этих звуков, учить давать характеристику звуков.

4 неделя

Тема: Говорящий мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек.

Цель: учить детей описывать предметы, опираясь на картинный план, составлять рассказ о своей любимой игрушке.

Тема: Составление рассказа о весне по опорным картинкам.

Цель: дать представление о характерных признаках весны, продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса. 

МАРТ

1 неделя

Тема: В стране зеркал. Буква и ее отражение.

Цель: развивать внимание, учить находить правильно написанные буквы и сравнивать с « отражением».

Тема: Составление рассказа с помощью опорных сигналов.

Цель: учить последовательно передавать содержание, использую в качестве плана - опорные сигналы.

2 неделя

Тема: Составление творческих рассказов по пословицам.

Цель: упражнять в составлении творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем.

3 неделя

Тема: Сочиняем сказку.

Цель: стимулировать детское воображение при сочинении сказок.

4 неделя

Тема: Родственные слова.

Цель: познакомить с понятием «родственные слова», учить составлять цепочку родственных слов, находить родственные слова в тексте.

Тема: В стране родственных слов.

Цель: учить образовывать родственные слова. Упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине и запись в тетрадь с помощью опорных сигналов. 

Цель: продолжать учить передавать содержание рассказа, используя в качестве наглядного плана – опорные сигналы и записывать рассказ с помощью схем.

2 неделя

Тема: Звуко - буквенный анализ слов.

Цель: учить проводить звуко-буквенный анализ слов и составлять схемы слов.

3 неделя

Тема: В мире слов. Слова похожие и разные.

Цель: познакомить детей со словами близкими по звучанию, но разными по значению (омонимы), со словами синонимами, антонимами. 

4 неделя

Тема: Несклоняемые существительные.

Цель: упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и разными предлогами.

МАЙ

1 неделя

Тема: Категории «до, после, потом, сейчас».

Цель: учить преобразовывать фразы, слова, предложения, используя данные категории.

Тема: Повторение пройденных звуков и букв.

Цель: повторить пройденные звуки и их обозначение на письме, учить детей печатать под диктовку заданные буквы.

2 неделя

Тема: Закрепление полученных навыков. Печатание диктантов.

Цель: продолжать учить детей печатать под диктовку.

Тема: Придумывание сказки «День рождения лягушонка»

Цель: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, диалог; при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; упражнять в назывании последнего звука в слове, развивать логическое мышление, творческое воображение.

3 неделя

Тема: Имена собственные. 

Цель: познакомить с именами собственными, учить выделять имена собственные; развивать фонематический слух, воспитывать интерес к изучению языка.

Тема: Пересказ произведения Э. Шима « Жук на ниточке».

Цель: совершенствовать умение детей эмоционально, с различной интонацией пересказывать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, пересказывать самостоятельно без помощи вопросов педагога, развивать связную и интонационную речь детей, воспитывать доброту, любовь к окружающей природе.

4 неделя

Тема: Местоимение.

Цель: учить детей правильно употреблять в речи местоимения и предлоги, упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывать предложения с определенным количеством слов и типом высказывания.

Тема: Контрольно - закрепляющее занятие. Речевой этикет - что это?

Цель: закрепить полученные знания у детей по пройденным темам, познакомить с понятием «речевой этикет» и его значением в речи людей.

Литература:

1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала».- Санкт-Петербург, 1997.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте. – М.: «Баласс», 1999.

3. БондареваЛ, Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.- Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Марцинкевич Г, Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста( планы занятий). –Волгоград: «Учитель»;2002.

5. ПожиленкоЕ,А. Волшебный мир звуков и слов( пособие для логопедов).- М.:ВЛАДОС,1999.

6. ГризикТ. И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: методическое пособие для педагогов.- М.: Просвещение, 2006.

7. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Книга для учителя/Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Н.В. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1995.


Марианна Лынская 09.11.2014, 01:31 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: