Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению в школе для детей с речевыми нарушениями. Краткий конспект.
Так как одной из операций письма является операция по выделению фонем, то дети с нарушением фонематического восприятия не могут овладеть письмом правильно.
У детей с нарушениями речи часто отмечается нарушение мелкой моторики, развитие которой очень важно для осуществления целевых движений рук.
Для овладения навыком письма у детей должны быть четкие кинестезии для осуществления функции контроля, однако известно, что кинестетические ощущения часто нарушены у детей с дизартрией, а дислалией, алалией, ринолалией.
У ребенка к концу дошкольного возраста должна быть сформирована внеситуативно-личностная форма общения, однако у детей с нарушениями речи формирование функции задерживается, общение остается внеситуативно-познавательным, в связи с чем дети с нарушениями речи затрудняются в оценивании своей деятельности объективно, обижаются на учителей, не понимают условность обучения.
Одним из аспектов интеллектуальной готовности детей к обучению является сформированность пространственно-временных представлений и логико-грамматических конструкций, эти функции нарушены почти у всех детей с речевыми нарушениями, однако явно проявляются у детей с ОНР.
Для полноценного обучения в школе необходимым условием является достаточный уровень речевого контроля, речевого планирования деятельности, что также нарушено у детей с ОНР.
Кроме того у детей с нарушениями речи часто отмечается сужение семантического поля слов, что часто является причиной дизорфографии.
У детей с нарушениями речи оказывается недостаточными речевая память, произвольное внимание, словесно-логическое мышление, дети не видят причинно-следственных связей в явлениях, что отрицательно сказывается на понимании условий задач, сложных инструкций.
В результате дети с нарушениями речи должны обучаться в школе с логопунктом, либо в школе 5 вида. Это зависит от степени нарушения речи.