Классификация речевых нарушений имеет разные традиции в странах Америки, Европы и России. Специалисты, занимающиеся речевой патологией в Ёвропе и США, как правило, заканчивают медицинские институты и используют в большинстве случаев медицинскую квалификацию речевых нарушений. При оценке речевых; расстройств они применяют синдромологический подход, предполагающий обозначение того или иного синдрома и степени его выраженности, а в части случаев - нозологический подход (афазия, дизартрия, заикание, ринолалия и т.д.)
Особое внимание исследователи в США и Европе уделяют проблемам коммуникации, в контексте которой рассматриваются все речеязыковые нарушения. Так, например, учебники для студентов-логопедов носят название «Введение в науку о коммуникации и ее « расстройствах» («Introduction to Communication Sciences and Disorders»), а сами студенты обучаются в области знаний, которая носит название «наука о коммуникации и ее нарушениях».
Классификация речеязыковых нарушений американских исследователей С. Van Riper, L. Emerick использует; с одной стороны, синдромологический; а с другой стороны, нозологический подход. Речевые нарушения и расстройства систематизированы ими в четыре группы: язык, артикуляция, плавность и голос. Наглядно представленная на рисунке, эта классификация демонстрирует, что в каждую из категорий входят определенные речеязыковые нарушения:
I.НАРУШЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ (ARTICULATION DISORDERS)
- фонетические нарушения [phonetic disorders)
— фонологические нарушения (phonological disorders)
II.НАРУШЕНИЕ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ (FLUENCY DISORDERS)
— заикание (stuttering)
— клаттеринг (cluttering)
Ш. НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА (VOICE DISORDERS)
- нарушение высоты (disorders of pitch)
- прерывание высоты (pitch breaks)
- нарушения силы (disorders of intensity): дисфония, афония
- нарушение тембра (disorders of voice Vitality}
IV. ЯЗЫКОВЫЕ НАРУШЕНИЯ (LANGUAGE DISORDERS)
-афазия / дисфазия (aphasia)
- задержка языкового развития (delayed language development)
Следует отметить, что многие диагносты в США находят полезным разграничивать собственно языковые нарушения на два вида расстройств: задержку языкового развития (delayed language development) и отклонение языкового развития (deviant language development).
Речевые нарушения специалисты в США относят к той или иной категории с учетом основных: проявлений расстройства, т.е. синдрома. Так, например человек с афазией часто демонстрирует артикуляционные ошибки, нарушение ритма речи, голосовые особенности, однако ключевым симптомом данного расстройства являются языковые трудности, поэтому афазия включается в IV категорию расстройств.
Как видно на рисунке, такие клинические диагнозы, как дизартрия, ринолалия, находятся на стыке между категориями, поскольку лица с этими расстройствами могут обнаруживать нарушения как в одной, так и в нескольких из четырех групп нарушений. Равноположенно с дизартрией рассматривается диспраксия(неспособность к правильному выполнению целенаправленных движений), которая находится между категориями «язык» и «плавность».
Несовершенство данной классификации является очевидным. Оно связано с трудностью разработки классификации речеязыковых нарушений. Это заставляет исследователей сочетать клинический диагноз (например, дизартрия, афазия) с синдромологическим (например, речь при церебральном параличе). Наряду с этим в классификации отсутствуют дисграфия и дислексия.
В Европе речевые нарушения, главным образом, разделяются на нарушения вербальной коммуникации и нарушения письменной речи. Нарушения вербальной коммуникации, в свою очередь, делятся на нарушения речевого развития врожденного характера, куда включены алалия, дислалия, аграмматизм, нарушения письма и чтения, и расстройства речи, приобретенные в разные возрастные периоды. Расстройства речи, приобретенные в раннем возрасте, представлены импрессивными, центральными, экспрессивными и реактивными нарушениями речи.
-В импрессивные нарушения речи включены только расстройства, связанные с состоянием слуха;
-к центральным отнесены агнозий, апраксия, речь при олигофрении и других психических расстройствах, афазия;
-к экспрессивным расстройствам — дизартрия, ринолалия, нарушение голоса;
-к реактивным нарушениям речи —мутизм, заикание и полтерн.
Как в Северной Америке, так и в Европе классификация речеязыковых нарушений продолжает развиваться и уточняться. Каждая страна имеет собственную практику классификации речевых нарушений.