Сенсорная интеграция – это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Это взаимодействие всех органов чувств таким образом, чтобы человек мог реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Она начинается очень рано, уже в утробе матери, когда мозг плода ощущает движение матери.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве); наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться; позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ); формирует базу для терапевтического обучения и социального поведения. Отсутствие или недоразвитие одного из ощущений ведет к сенсорной депривации и как следствие к нарушению сенсорной интеграции.
В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физических задач, с которыми человек сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ.
Адаптивный ответ (АО) – это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Младенец видит погремушку и тянется за ней. Сознательная попытка дотянуться до погремушки и есть адаптивный ответ, понимание, что чтобы взять ее, надо доползти – более сложный адаптивный ответ. Вместе с тем формирование такого ответа помогает мозгу развиваться и организовывать самого себя. Игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию. А с развитием СИ улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки. Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с ее помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас.
Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что воспринимаю вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.
По мере взросления некоторые сенсомоторные процессы замещаются ментальными и социальными навыками. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо, адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче обучаться.
При нарушении сенсорной интеграции наблюдается:
• Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению (избегание касания фактур; занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон; низкий порог толерантности к близости другого лица).
• Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
• Расстройства мышечного тонуса
• Слабая двигательная координация (и крупной и мелкой моторики)
• Двигательная неуклюжесть
• Трудности в концентрации, импульсивность
• Быстрая утомляемость
• Отказ от социальных контактов
• Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
• Слабая организация поведения, отсутствие планирования