1. Игра «Поручения» - очень важна для развития пассивного словаря. Взрослый дает ребенку разные инструкции, ребенок их выполняет, за каждое верно выполненное задание взрослый дает ребенку приз (например, изюминку). Примеры поручений: принести красный кубик, положи зеленый кубик на стол, положи красный кубик под стол, положи кубик в коробку, положи кубик между красным и синим и т.д.
2.После прочтения сказки, нужно задавать вопросы детям, на которые они могут ответить одним словом, кивком головы и т.п. Рассказы и сказки в это время нужно выбирать простые, типа «Три поросенка», «Колобок».
3. Полезны игры в мяч с восклицаниями: «Лови!», «Дай!», «На!», «Бум!», «Оп!» и т.д.
4. Игры с использованием потешек. Взрослый кричит: «гуси домой», а ребенок бежит в сооруженный домик и кричит: «Га-га-га».
5. При знакомстве ребенка с новым словом, взрослый должен рассказать об особенностях этого предмета. Например, слово «кошка»: у нее есть лапы, хвост и т.п., кошки бывают рыжими, серыми, кошки любят кушать рыбку. Рассказ должен сопровождаться картинками, затем можно попросить ребенка нарисовать кошку рыжую, уши кошки, рыжую кошку можно слепить из пластилина.
6. «Игра в поезд» - Вы едете паровозиком, кричите «У-у-у», «Ту-ту» и т.п., в процесс этой игры можно воздействовать несколько людей, при этом папа будет большим, высоким вагончиком, а ребенок - низким, маленьким вагончиком. Слово «вагон» является достаточно простым для произношения, оно будет отрабатываться логопедом, поэтому хорошо было бы ввести в пассив ребенка это слово.
7. Другие подвижные игры, такие как: «игра в лошадки», «пилить дрова» (последнюю сопровождаем простыми для повторения: ух, ух!»).
8. Очень полезно использовать наборы игрушек в виде животных, Вы играете с такими животными, строите им домики, они бегут по дорожке, при этом Вы постоянно пытаетесь добиться от ребенка звукоподражаний: мяу-мяу и т.п.
9. Вы можете использовать игру в кольца. Недалеко от ребенка вертикально ставится палка (например, от большой пирамиды), ребенку нужно набросить на нее разноцветные кольца. При этом закрепляются (в пассиве или активе) простые слова, типа «попал», «не попал», «плохо», «снова».
10. Полезно для детей чтение коротких стишков с иллюстрациями, но читать их нужно выразительно, задача взрослого – дать почувствовать ритм ребенку».
11. Ребенка нужно учить привязывать к звукоподражаниям разные ситуации. Например, сначала взрослый вместе с ребенком отрабатывает звукоподражание в подвижной игре, а затем показывает ряд картинок и просит ребенка найти картинку, на которой кто-то кричит «га-га-га», затем взрослый берет гуся и прячет его от ребенка, а ребенок должен звукоподражанием сказать, кого он прячет. При этом взрослый обязательно произносит: вот гусь, там гусь, тут гусь. К стимуляции этих слов в речи ребенка в быту нужно переходить по рекомендации логопеда.