Игры для развития фонематического восприятия, слухоречевой памяти.
Ниже представленные игры помогут развитию фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза), а также развитию слухоречевой памяти и других сторон языка ребенка.
Существует очень много игр для развития фонематических процессов, но все они подчиняются похожему сценарию. Зная основные игры Вы можете подключать свое воображение, знание индивидуальных особенностей детей, а затем творить все новые игры.
Почти все эти игры Вы можете применять на разных этапах развития фонематического восприятия. То есть одну и ту же игру можно проводить и на уровне отдельного звука и на уровне предложения.
Игра «День – ночь».
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры.
Инструкция: Если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком «…», то наступает день – вы открываете глаза.
Возможные варианты игры: Вы можете просить детей расслабить глазки и их зажмурить, нахмурить лоб (пасмурная погода) и расслабить его (ясная погода) и т.п.
Игра «Эхо».
Вариации этой игры: «повторялки», «попугаи», «шпионы».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т.д.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).
Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Хотя это так просто запомнить: вещи со звуком У – это вещи звука У, а вещи со звуком О – это вещи со звуком О. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.
Материал: букет, бубен, кактус, капуста, кубик, бусы, туфли
Материал: бочка, венок, зонт, кость, сапог, лимон.
Расселять в домик можно, сочетая эту игру с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр.
При этом расселяемые звуки также могут быть любыми.
Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком предварительно проговариваются.
Игра «Города».
Все мы прекрасно помним игру из детства, в которой нужно было придумать город, начинающийся с той же буквы, на какую заканчивался придуманный другим игроком город.
Эта игра хорошо подходит для развития навыка фонематического анализа. Тема игры может быть любая.
Игра «Расставь цветы по вазам».
При повторении цветов и оттенков можно поиграть в игру «Расставь цветы по вазам». Например, занятие по дифференциации звуков «р» и «л». У Вас 2 вазы: голубая и красная. В красную вазу ребенок должен поставить: розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы.
Игра «Найди лишнее слово».
Цель: развитие фонематического восприятия, обучение игре по правилам.
Расскажу об одном из вариантов сценария этой игры. Например, если Вы занимаетесь с мальчиком, то предложите ему поиграть в милиционеров, которым нужно поймать вора. Вором будет только верно произнесенное слово. А все остальные – невиновные. Если ребенок услышит верное слово, то он поднимает картинку с изображением тюрьмы, если неверное, то картинку с изображением двери (например, фетка, бетка, ветка).
Другой вариант этой же игры, с видоизменением целей.
Традиционную игру можно сочетать с развитием моторики и слухоречевой памяти. Вы называете ребенку ряд слов, в котором одно отличается от других: например, мак, рак, мак банан. Одновременно вы договариваетесь, что когда Вы говорите похожие слова, Вы выкладываете красную фасоль, а когда отличающееся слово – то белую. Ребенок должен воспроизвести услышанную комбинацию слов в виде выложенной фасоли. После игры ребенку можно объяснить значение фразеологизма «белая ворона» (на примере белой фасоли).
Детям младшего возраста можно предложить поиграть в такие игры: вы выкладываете разные предметы: молоток, ножницы и т.п. А далее два варианта: или Вы воспроизводите звук предметом или просто просите сказать «чей это голос – тук-тук». Модификация этой игры: покажи кто разговаривает (на столе картинки пчелки, комара): «ЖЖЖ», а теперь «ЗЗЗ» и т.д.
Традиционные хлопки в ладоши при различении какого-либо звука можно заменить элементами игры «Давайте поздороваемся». Дети стоят парами. Если слышат такой-то звук, то здороваются (слегка ударяются) плечиками, если такой-то, то здороваются спинками.
«Строим домик».
Вы можете строит домик для разных героев. Например, для Дины и Тины, для Димы и Дины и т.д.
У Вас есть два образца домика и кирпичики к ним, на оборотной стороне которых изображены картинки с оппозиционными звуками.
Ребенку нужно построить звук для Димы из кирпичиков со звуком «м», а для Дины – со звуком «н».