Логомаг

Что наша жизнь? Игра!

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Сенсорные игры для развития речи и мышленияЧто наша жизнь? Игра!

Многие родители недооценивают роль сенсорного воспитания в раннем возрасте, уделяя больше внимания обучению чтению, логическим играм, но это в корне неверно и зачастую приводит к задержкам речевого развития. Поэтому среди других игр, представленных у нас, мы особо хотим выделить сенсорные игры.


А вы задумывались когда-нибудь, откуда у ребенка берется способность говорить, мыслить логически, чувствовать сильнее? Основу для возникновения речи и мышления дает сенсорика: зрение, слух, кинестетика (восприятие прикосновений, тела в пространстве, опознание на ощупь), вкус, обоняние и другие чувства. Но если зрение, слух и тактильное восприятие современные родители стараются развивать, то обонянию и вкусу не придают должного значения. А зря. Современные дети с легкостью осваивают компьютер, собирают самые сложные пазлы, однако не могут описать запах дождя, весны, да что уж там, даже, если спросить о том, какое яблоко - большинство назовет лишь цвет, форму. А такие слова, как: пряный, ароматный, волнующий, свежий, древесный попросту исчезают из лексикона детей и современных подростков. 

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями (Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова, 2009). 

Приведем несколько советов, следуя которым, можно сформировать четкие сенсорные образы о предметах и явлениях, что положительно отразится на речи и мышлении ребенка. 

  • Готовя обед, обращайте внимание малыша на запахи продуктов, специй и трав. К примеру, дайте ребенку понюхать имбирь, чеснок, мяту и другие продукты, имеющие выраженный запах. Знакомьте ребенка и с неприятными запахами, например, если у Вас испортилось мясо, не забудьте дать понюхать и его, сопровождая комментариями: тухлый, не свежий, не приятный. Так Вы сможете объяснить малышу, в каких случаях говорят: аромат и запах. 
  • Отличными игрушками для малыша могут стать овощи и фрукты, а также экзотические травы, которые обладают самыми разнообразными запахамиффРассказывайте детям о различных признаках запахов, подбирая как можно больше эпитетов: резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;ароматный, приятный,rnволнующий, насыщенный; неприятный,rnотталкивающий, горьковатый;  свежий, бодрящий,rnлегкий, сладковатый и т. д.
  • После покупки новых игрушек в упаковке дайте их понюхать малышу (пластмассовые, деревянные и др. новые игрушки обладают выраженным запахом), предлагайте услышать запах новой косметики, ароматической соли для ванной. 
  • Учите ребенка различать похожие запахи: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.
  • Вы найдете еще больше советов и игр по сенсорному воспитанию в моей недавно вышедшей книге. 

Приведем примеры сенсорных игр

1. Ребенку с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.   Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

2. Ребенку предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

3.Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

4. Ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

Марианна Лынская 03.08.2012, 01:01 Комментарии 2
КОММЕНТАРИИ
Коллеги и родители, расскажите об играх для развития вкуса и обоняния, которые используете вы?

Татьяна Татьяна 21.06.2013, 00:04 #
я когда готовлю, все,что сама пробую, даю дитю пробовать. Конечно, комментируя:сахар сладкий, лимон кислый, мясо по вкусу определяет.
А когда гуляем, мы все нюхаем (цветы,траву, свежескошенную траву и сено). Причем он первый говорит, нравится ему или нет. К сожалению, мы пока не говорим достаточно хорошо, чтоб сказать, например, "благоухающий, приторный, ароматный или вонючий и т.п" (нам 1 год и 9мес.)

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: