А вы задумывались когда-нибудь, откуда у ребенка берется способность говорить, мыслить логически, чувствовать сильнее? Основу для возникновения речи и мышления дает сенсорика: зрение, слух, кинестетика (восприятие прикосновений, тела в пространстве, опознание на ощупь), вкус, обоняние и другие чувства. Но если зрение, слух и тактильное восприятие современные родители стараются развивать, то обонянию и вкусу не придают должного значения. А зря. Современные дети с легкостью осваивают компьютер, собирают самые сложные пазлы, однако не могут описать запах дождя, весны, да что уж там, даже, если спросить о том, какое яблоко - большинство назовет лишь цвет, форму. А такие слова, как: пряный, ароматный, волнующий, свежий, древесный попросту исчезают из лексикона детей и современных подростков.
Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями (Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова, 2009).
Приведем несколько советов, следуя которым, можно сформировать четкие сенсорные образы о предметах и явлениях, что положительно отразится на речи и мышлении ребенка.
- Готовя обед, обращайте внимание малыша на запахи продуктов, специй и трав. К примеру, дайте ребенку понюхать имбирь, чеснок, мяту и другие продукты, имеющие выраженный запах. Знакомьте ребенка и с неприятными запахами, например, если у Вас испортилось мясо, не забудьте дать понюхать и его, сопровождая комментариями: тухлый, не свежий, не приятный. Так Вы сможете объяснить малышу, в каких случаях говорят: аромат и запах.
- Отличными игрушками для малыша могут стать овощи и фрукты, а также экзотические травы, которые обладают самыми разнообразными запахамиффРассказывайте детям о различных признаках запахов, подбирая как можно больше эпитетов: резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;ароматный, приятный,rnволнующий, насыщенный; неприятный,rnотталкивающий, горьковатый; свежий, бодрящий,rnлегкий, сладковатый и т. д.
- После покупки новых игрушек в упаковке дайте их понюхать малышу (пластмассовые, деревянные и др. новые игрушки обладают выраженным запахом), предлагайте услышать запах новой косметики, ароматической соли для ванной.
- Учите ребенка различать похожие запахи: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.
- Вы найдете еще больше советов и игр по сенсорному воспитанию в моей недавно вышедшей книге.
Приведем примеры сенсорных игр
1. Ребенку с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д. Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.
2. Ребенку предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
3.Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
4. Ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).