Уважаемые коллеги и родители!
Прошу, когда будете копировать материал, не забудьте дать ссылку на сайт или хотя бы упомянуть в вашем тексте мое авторство, спасибо!
Автоматизация изолированного звука довольно нудный и настолько же нужный этап коррекции звукопроизношения. Часто проскакивая его, быстро переходя на автоматизацию в слогах, а нередко и сразу в словах, мы затем вынуждены возвращаться снова на этап постановки звука, особенно, если речь идет о дизартрии. Вместе с моей мамой я уже описывала некоторые упражнения по автоматизации изолированных звуков. Однако в последнее время я стараюсь внедрять свой метод перцептивной игротерапии не только в работу с неговорящими детьми, но в работу по преодолению нарушений звукопроизношения. Ниже приведенные игры подойдут также для отработки слоговой структуры. Звуки не называю, имея в виду, что подходят для любого звука, если нет оговорки:
- Ребенок, изображая муху, «влетает» в паутину (натянутую фактурную ткань, например, тюль), произнося звук «жжж».
- Играть в Баду (см. книгу "Зоки и Бада"), который рычит ("ррр") на зоков (клубки ниток), поедающих варенье (варенье в конце дать попробовать).
- Рычащая машина оставляет следы на песке (манке), краске и т.п.
- Произносить звук, запуская волчок или заводную игрушку;
- Произносить звук, выходя из лабиринта (выложенного из нитей, каната);
- Наматывание разнофактурных ленточек на палец, произнося звук;
- Нанизывание колец на пирамиду, строительство башни из кубиков с одновременным произнесением звука;
- Поиск сокровищ на карте и «озвучивание» найденных золотых монет;
- Оставление отпечатков пальцев, испачканных в маминой помаде с одновременным произнесением звука;
- Игра в баскетбол, в т.ч. используя марблс и воду/дартс. Бросок - произносим звук.
- Отрывание разнофактурной бумаги. Один кусочек = одно произнесение;
- Прищепочный массаж/прикрепление прищепок разных цветов к соответствующим разноцветным кружочкам.
- Наклеивая однотипные наклейки, произносим звук;
- «Ходьба» пальцами по деревянной лестнице;
- Выкладывание узоров из кофе на руке и других частях тела с одновременным произнесением;
- Двигая фигурки на фланелеграфе (бабочка с цветочка на цветок – ч; пчела – ж; кошка за мышкой – ш; собака за кошкой – р и т.д.)
- Нанизывать бусины, баранки, резинки для волос на веревки, карандаши.
- Сочетание произнесение звука с движениями туловища.
- Выкладывание узоров из палочек (например, из палочек корицы) или звездочек бадьяна.
- Отрывать лепестки от цветов/соцветия
- Тактильные сказки: жил-был полосатый тигренок, как он рычал? А его улыбчивая мама рычала вот так. Один раз они увидели пушистую собаку. Она боялась пятнистого гепарда.
- Фактурные матрицы Равена;
- Выкладывать кубики льда, кубики желе, произнося звук.
- Находить букву в сухом бассейне и произносить
- Доставать ракушки/камушки с написанными буквами/слогами из песка;
- Доставать из мешочка фигурки животных: кто рычит, шипит и пр.
- Наклеивать вату белого цвета и синего цвета на картонки – дифференциация «туча» - «облако»