я еще люблю использовать пинцет, паста-машину для работы с тестом. Все музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики и т.д.), а для оргмомента, заинтересованности музыкальные шкатулки и мини- шарманку
Предметы спортивного мира
- Мячики и мячи (лучше, чтобы они были разной формы, размера, фактуры, легкости и т.д.). Игры с мячом традиционно занимают определенную нишу в системе логопедического воздействия, в случае организации игр с мячом с неговорящим ребенком удобно попутно формировать представления и понятия об атрибутивных свойствах предметов: гладкий, колючий, легкий, тяжелый, большой, маленький, вязаный, мягкий, резиновый и т.д.
- Массажеры. Традиционно логопедический массаж ассоциируется с системой работы при дизартрии, однако, стоит рассмотреть массаж в качестве расслабляющего/тонизирующего средства, интересной формы автоматизации навыков, повышения мотивации и др. На наш взгляд, логопедическое занятие на формирование слоговой структуры слова с использованием прищепочного массажа, су-джок, аппликаторов Ляпко и других делает занятие более интересным для ребенка.
Предметы быта.
- Зубочистки. Лучше, чтобы для них была интересная для ребенка подставка, например, в форме животного. Из зубочисток строятся контуры предметов, зубочистки используются для стимуляции кинестетического восприятия в органах артикуляции, из зубочисток выстраиваются слоговые ряды и многое другое.
- Одноразовая посуда используется для закрепления цветов, навыков согласования существительного с прилагательным (желтая тарелка, желтый стакан), безусловно, при закреплении соответствующей лексической темы.
- Корзинки из лозы. По неизвестным причинам, вызывающие неподдельный интерес у детей любого возраста: используются для игры с сортированием, собиранием определенных предметов или картинок при закреплении определенных тем.
- Сшитые мешочки из разных материалов. Используются для сюрпризных моментов, для игр в «Чудесный мешочек». Разные материалы и размер мешочков служат целям сенсорного воспитания.
- Платочки, платки. Используются для игр «в прятки» при формировании падежной языковой системы: что там? Нет чего? и т.д. А также для стимуляции звукового жеста «ку-ку», диалоговой формы речи: ты где? Кто тут? и т.п. И снова: разные материалы и размер платочков служат целям сенсорного воспитания.
- Фотоальбомы. Удобно использовать тонкие фотоальбомы для закрепления названий картинок по лексическим темам, предлогов, предикативной лексики.
- Разновидности коробочек, баночек и бутылочек. Используются для игр по системе М. Монтессори и Р.Штайнера, а также для формирования предикативной и атрибутивной лексики: открыл-закрыл; гремит, стучит, переливается, пересыпается; вытянутая, длинная, квадратная и т.д.
- Губки для мытья посуды. Для формирования слоговой структуры, активизации речевого общения, развития воображения и конструктивной деятельности, формирования атрибутивного словаря.
- Мочалки и прищепки. Используются для развития мелкой моторики, кинестетического восприятия.
- Пуговицы. Используются в играх «Пальцеход» и в системе игротерапии «Пуговичное море», «История одной пуговицы», в песочной терапии, в играх «Чудесный мешочек».
- Разнообразные свечи: фигурные, столбовые, плавающие. Используются для активизации подражания, в т.ч. речевого, закрепления лексических тем и цветов, для игры в «Театр теней», развития внимания.
- Фонари: для игры в «Театр теней», закрепления слов: «нет, свет», закрепления названий предметов.
- Коробочки и шкатулки. Используются для игр по системе М.Монтессори, а также для активизации подражания, предикативного словаря: открыл, закрыл, положил; предлогов и др. Одинаковые коробочки используются для развития памяти, слухового внимания и восприятия.
Материалы для творчества.
В последнее десятилетие в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми активно используются техники арт-терапии: нетрадиционные техники рисования (ниткопись, рисование крупами и чаем, техника «овощных печатей» и др.), лепки (тестопластика, лепка из воска, полимерной глины), аппликации на фланелеграфе. Для подобных занятий необходимы:- Тесто для лепки
- Восковые пластины
- Пальчиковые краски
- Нитки Мулине
- Фланелеграф
- Цветной фетр
- Декоративные наклейки
- Цветные карандаши, разнофактурная бумага и т.п.
Природный материал
- Листья, цветы, семена используются в арт-терапевтических техниках, занятиях, построенных на принципах вальдорфской педагогики, в качестве декорации для активизации диалога, фразы; для формирования слоговой структуры слова.
- Песок для песочной терапии.
- Орехи, каштаны, шишки, желуди, ракушки, камушки используются для развития мелкой моторики, кинестетического восприятия, артикуляционной гимнастики, формирования слоговой структуры слова.
- Перья, палочки, иголки, мох и т.п. используются для формирования атрибутивного словаря, декорация для кукольного театра, релаксационных техник, развития кинестетического восприятия.
Основной перечень игрушек
- Игрушки в соответствии с лексическими темами: деревянные, резиновые, вязаные, тканные, в технике папье-маше и т.п. овощи, фрукты, продукты, цветы, животные и т.п.
- Карнавальная атрибутика для привлечения внимания к артикуляции, преодоления негативизма, развития навыков общения.
- Игральные кубики и фишки для игр с правилами на автоматизацию различных навыков.
- Куклы и декорации для кукольного и пальчикового театра, куклы-перчатки, куклы-марионетки, вальдорфские куклы, куклы-реборн.
- Кубики: тканные, вязаные, пластмассовые, деревянные, с изображениями.
- Домино для закрепления лексических тем.
- Рамки-вкладыши и паззлы для активизации словаря.
- Пирамидки, матрешки, стаканчики вкладыши разных фактур, с изображениями.
Материал для организационных моментов занятий.
- Мешочки, сундучки, шкатулки для подарков.
- Настольное и индивидуальное зеркало.
- Резиновые штампы
- Наклейки
- Полезные сладости и мелкие призы.
- Тетрадь на кольцах.
- Магнитная доска.