Цель занятия: научить детей дифференцировать звуки «п» и «б» при восприятии на слух изолированно, в слогах, в словах, в предложении, различать вышеуказанные звуки по артикуляционным признакам, закрепить понятие о том, что данные звуки обозначаются на письме буквой «п» и буквой «б».
Задачи занятия: научить детей правильно артикулировать звуки «п» и «б», закрепить понятие о данных фонемах, закрепить понятие о графемах «п» и «б», формирование связной речи, формирование долговременной памяти, произвольного внимания, пополнение словарного запаса детей, формирование слогового анализа и синтеза, формирование правильной осанки, формирование мелкой моторики пальцев рук, формирование графо-моторных навыков.
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, индивидуальные тетради, индивидуальный набор ручек и карандашей, конверты для составления схемы слова на каждого ребенка, картонные бусы со слогами, наглядные пособия с нужными звуками, картинка с изображением гор.
Ход занятия.
- Приветствие.
Звенит колокольчик.
Логопед: Здравствуйте дети. Меня зовут Марианна Ильинична. Сегодня я буду вести у вас занятие. Садитесь, пожалуйста.
- Объявление темы занятия.
Логопед: Кто мне скажет какая была тема на прошлом занятии? ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ. Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать и различать звуки «п» и «б».
3. Работа с зеркалом.
Логопед: СЯДЬТЕ КРАСИВО. Возьмите зеркала. Давайте вместе произнесем звук «п».
Дети вслед за логопедом произносят звук «п».
Логопед задает детям альтернативные вопросы, а дети отвечают на них.
- скажите губы в размыкаются или остаются сжаты?
- зубы сомкнуты Или размыкаются?
- язык внизу или вверху? Верно. Он внизу. Он не двигается, помогают нам говорить только губы.
- когда мы произносим этот звук во рту есть преграда? Да, это наши губы. Значит звук согласный или гласный?
- положите руку на горло? Чувствуете, горло не дрожит? Значит звук звонкий или глухой?
Логопед: КТО МНЕ ТЕПЕРЬ СКАЖЕТ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЗВУКА «п»?
Логопед: а теперь давайте произнесем звук «б».
Дети вслед за логопедом произносят звук, затем логопед задает альтернативные вопросы, а дети отвечают.
- скажите губы в размыкаются или остаются сжаты?
- зубы сомкнуты Или размыкаются?
- язык внизу или вверху? Верно. Он внизу. Он не двигается, помогают нам говорить только губы.
- когда мы произносим этот звук во рту есть преграда? Да, это наши губы. Значит звук согласный или гласный?
- положите руку на горло? Чувствуете, горло дрожит? Значит звук звонкий или глухой?
- кто мне скажет характеристику звука «б»?
Логопед: теперь я вам скажу, чем похожи звуки «п» и «б». А кто мне сможет сказать чем они отличаются? ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ.
4. Дифференциация в слогах.
Логопед: СЕЛИ КРАСИВО. Спинки прямо, ноги на полу, руки на парте.
На доске висит картинка, на которой изображены грибы, а на них написаны слоги со звуком «п» и со звуком «б», при этом в левом нижнем углу нарисована корзинка.
Логопед: дети, сейчас мы с вами будем собирать грибы, чтобы их пожарить и угостить ваших друзей. Только грибы надо собирать осторожно, потому что грибы здесь двух видов – «поганки» и «боровики». Боровики грибы съедобные, их можно жарить и не боятся отравиться, они со слогами, в которых есть звук б, а еще здесь растут грибы ядовитые, их нельзя, жарить, а то можно отравиться – поганки, они со слогами со звуком «п». Съедобные грибы вы будете оправлять в корзинку, рисуя стрелочку, а не съедобные зачеркивать.
Дети сначала читают слог, затем подходят к доске называют какой звук они слышат, его характеристику, затем рисуют либо стрелку в направлении корзинки, либо зачеркивают гриб.
5. Дифференциация в словах.
Логопед: Все молодцы. СЕЛИ КРАСИВО.
На доске висит картинка с изображением города. На левой стороне картинка с улицей, на которой все дома изображены в виде буквы П, а на правой – все дома изображены в виде буквы Б.
Логопед: Дети мы попали с вами в сказочный город, здесь живут горожане со звуком П и горожане со звуком Б. Кстати, кто такие горожане? Жители нашего города были на празднике и потом долго шли домой, устали так, что забыли, кто на какой улице живет. Я вам сейчас буду показывать картинки с горожанами (картинки с изображением слов, в названиях которых есть звуки п или б), а вы будете выходить к доске и расселять горожан по их домикам на их улицах.
3.Физминутка.
Логопед: все молодцы. А теперь встали. Теперь мы с вами будем дровосеками. Кто знает кто такой дровосек? Руки сложили в замок и подняли вверх над головой. Представьте, что перед вами пень. Вам его нужно разрубить. А потом обязательно выпрямиться. А теперь рубим дерево, сначала рубим слева, затем справа.
Молодцы. Хорошо поработали. А теперь возьмите в руки карандаши будем с вами играть в дождик. Дождик бывает слабым, тогда он капает вот так: п-п-п (тихо), а бывает сильным. Тогда он капает вот так б-б-б (громко). Молодцы. Карандаши положили, тихо сели.
- Работа над предложением.
На доске висят картинки: бабушка и папайя. Дети составляют предложения с этими словами, называют их, а затем кто-то из них составляет схему предложения у доски, остальные в тетрадях. Логопед вспоминает вместе с детьми правило предложения. Пример предложения, если у детей не получается дает логопед.
- Подведение итога занятия.