Общие сведения о ребенке.
С. слепая девочка 10 лет с глубоким отставанием в развитии. В поведение С. преобладают аутистические черты: избегание контакта с другими людьми, стереотипии, эхолалии. Для С. также характерна повышенная тревожность: девочка пуглива, боится новых помещений и незнакомых людей. Эмоциональная привязанность к значимым взрослым сформирована – помимо родителей для С. значимыми людьми являются старшая сестра и некоторые педагоги.
С. слабо интересуется игрушками и предметами. Однако выделяет предпочитаемые предметы и может с ними подолгу играть. По отдельным словам и фразам, которые С. выкрикивает в процессе игры можно говорить о наличие у нее разнообразных страхов. Информация подтвердилась в результате беседы с мамой девочки.
С. может сидеть за партой и выполнять задания в течения урока, но ей требуется постоянная стимуляция и контроль со стороны педагога. Девочка быстро утомляется и легко отвлекается. Навыками самообслуживания С. владеет ограничено. Мелкая и крупная моторики развиты плохо. Пальцы у С. слабые, захватывает мелкие предметы неточно, многие предметы не определяет на ощупь, плохо различает фактуру. Движения неуверенные нескоординированные, по учебному отделению школы двигается под контролем взрослого.
Речь С. отставленная, она говорит отдельными словами и фразами, часто не имеющими отношение к ситуациям, в которых она их произносит. Обращенную речь понимает плохо. Словарный запас у С. низкий. Мышление С. наглядно-действенное. Память и внимание снижены. Навыками письма, чтения и счета не владеет.
Цели и задачи занятия.
Цель занятия – развитие навыков планирования деятельности.
Задачи:
1. Развитие навыков ориентации в конкретных ситуациях
2. Сенсорно-моторная интеграция
3. Формирование и развитие конструктивных стереотипов поведения
4. Развитие интереса к познавательной деятельности
Главное средство для достижения поставленных цели и задач – ритмичные подвижные игры.
Занятие длилось 30 минут. Это восьмое психологическое занятие с С.
Описание занятия.
Занятие было выстроено на следующих сразу друг за другом ритмичных подвижных играх.
1. Побежали!
С. входит в кабинет, делает несколько шагов вперед и останавливается как бы в ожидание чего-то. Я выдерживаю паузу, беру ее за руку и говорю «Побежали!». Мы бежим к окну, я спрашиваю «Что это?». И сам себе отвечаю: «Это окно». Тоже самое происходит с дверью, и так три-четыре минуты. Иногда я замолкаю, давая С. возможность самой озвучить происходящее. Три раза С. сказала «Побежали!», один раз «Это окно» и один раз «Что это? Это дверь». В течение всей игры С. радостно улыбалась.
Комментарий к игре «Побежали!»
Я всегда начинаю занятия с С. с этой игры, используя ее как разминку. Кроме того такая игра позволяет С.каждый раз заново адаптироваться в помещение, в котором, если учитывать ее особенности, она бывает не так часто (два раза в неделю). Но главной задачей игры «Побежали» является развитие у С. способности ориентироваться.
2. «Где у С...?».
Игра побежали заканчивается естественным образом, когда С. говорит: «Хочу на матрас». С. сама находит детский матрас, который я всегда кладу в одно и то же место перед занятием с ней. Девочка радостно садится на матрас и начинает его ощупывать. Я сажусь рядом и говорю: «С. сидит на матрасе, Матвей сидит рядом». На две минуты в комнате воцаряется тишина, слышно только как С. шуршит матрасом. С. восклицает «Где у С. левая нога?» и приподнимает левую ногу. Я повторяю за ней, и мы вместе снимаем с нее сандалии. Затем я говорю: «Вот у С. левая нога!» и начинаю ее массировать. Так мы вместе «находим» у С. ее ноги, руки, голову и спину.
Комментарий к игре
Данная игра решает две задачи. Во-первых, С. проявляет навыки ориентации в конкретной ситуации - девочка сама ищет матрас и вспоминает, что на нем можно делать массаж. Во-вторых, такой массаж способствует сеснсорно-моторной интеграции. С момента начала наших занятий С. стала лучше ощущать и осознавать свое тело. Например, она может показать, где у нее левая нога, а где правая.
3. Французская музыка
Массаж прекращается в тот момент, когда С. заявляет: «Хочу французскую музыку!». Я включаю песни Марлен Матье, и мы начинаем танцевать. При этом мы ведем по очереди, а я озвучиваю: «С. и Матвей танцуют под французскую музыку, сейчас ведет Матвей… а теперь ведет С.».
Комментарий к игре
Игра способствует развитию: общей чувствительности, взаимодействия (ведение и следование), а также координации движений.
4. «Не ложися на краю…»
После того, как мы немного потанцевали (около пяти минут), С. снова говорит, что хочет на матрас. Разместившись на матрасе, С. просит одеяло – так мы называем большой мешок из-под лего. Я даю С. мешок и подушку. С. смеется, находит головой подушку и заворачивается в «одеяло». Примерно через минуту С. запевает: «Не ложися на краю…». Я подхватываю: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок!», - и щекочу ей бок. Мы поем эту песенку несколько раз.
Комментарий к игре
Это игра также способствует ориентации в конкретной ситуации – С.соотносит наличие подушки и «одеяла» с игрой про волчка. Игра также направлена на развитие целостности в телесных ощущениях.
5. «Сюрприз»
Я говорю: «А сейчас Матвей приготовит С. сюрприз», подхожу к шкафу беру машинку, заворачиваю ее в шуршащую бумагу и возвращаюсь к С., которая с нетерпением ждет меня на матрасе. Кладу сюрприз рядом с ней, у изголовья. С. находит сюрприз, какое-то время возится с шуршащей бумагой, потом достает машинку и начинает крутить ее колеса. С. манипулирует машиной в течение семи минут. Я озвучиваю: «Это машина… С. катает машину по щеке… С. катает машину по полу, вжж, бип-бип!».
Комментарий к игре
Наблюдая, за поведением С., я заметил, что С. охотно исследует предметы, которые она находит сама где-то неподалеку от себя. Предметы, которые кладут перед С. на парту в качестве пособия, интересуют ее значительно меньше. Уроки за партой позволяют развить у С. конструктивные стереотипы, но они далеко не всегда способствуют развитию у девочки познавательного интереса. Такие игры, как «Сюрприз» побуждают С. исследовать окружающий мир.
6. Свеча
Получасовое занятие подходит к концу. Я говорю С., что пора возвращаться в класс и предлагаю задуть свечу. С. хватает свечу двумя руками, смеется, но задуть свечу у нее не получается. Я задуваю свечу, помогаю девочке надеть сандалии, и мы возвращаемся в класс.
Комментарий к игре
Задувание свечи – стандартный ритуал в лечебной педагогике, помогающий завершить занятия.
Комментарий занятию в целом.
Все описанные игры ритмичные, подвижные и эмоционально насыщенные. Благодаря этому С. охотно участвовала в занятие, включалась в каждую игру, и ей было проще усваивать информацию.
Целью занятия было развитие у С. планирования деятельности. Все игры, которые я здесь использовал, были рождены из нашего с С. взаимодействия на предыдущих занятиях и закреплены мамой С. дома. В результате у С. сложился ряд стереотипов. Эти стереотипы мы совместно выстроили в цепочку действий. В описание занятия мы видим, как С. несколько раз сама предлагает мне перейти к следующей игре. С. начала демонстрировать навыки серийного построения действий. Таким образом, мы можем сказать, что цель занятия была реализована.