Занятие проходило с учеником К., который учится в первом классе коррекционной школы.
К. – мальчик 11 лет с глубоким отставанием в развитии, страдающий ДЦП и эпилепсией. К. свойственны такие личностные черты, как тревожность, мнительность, ригидность и инертность. Он плохо ориентируется в пространстве, с трудом координирует свои движения. К. инфантилен и беспомощен в поведение, он привык, чтобы его кормили с ложки, ему требуется помощь во многих других бытовых ситуациях.
У К. низкая самооценка, которую он компенсирует в играх и фантазиях, где он является самым главным и может все. Например, уволить всех работающих с ним педагогов. К. обычно обращается ко всем взрослым на «ты», если он в плохом настроение, может толкнуть или ударить педагога. К учебе К. редко относится с энтузиазмом, он вполне может отказаться делать какое-нибудь задание, ему сложно последовательно выполнять инструкции.
Цель занятия – формирование адекватной самооценки.
Задачи:
1. Развитие навыка ориентации в конкретных ситуациях.
2. Формирование и развитие конструктивных стереотипов поведения.
3. Развитие кооперации.
Главное средство для достижения поставленных цели и задач – сюжетно-ролевая игра.
Занятие длилось 30 минут.
Описание занятия.
Мы с К. спустились со второго этажа, где находится его класс, на первый, к моему кабинету. В этот день никто кроме меня на первом этаже не работал. Дверь в пустующую столовую, расположенную напротив моего кабинета, была приоткрыта. Когда мы спустились на первый этаж, К. зашел в столовую вместо моего кабинета и сказал: «Здесь твой кабинет, а я буду работать там», - К. показал пальцем в сторону моего кабинета. Я разместился в столовой, заварил себе чай. Тем временем К. вошел в мой кабинет и закрыл за собой дверь.
Примерно через три минуты К. вошел ко мне в кабинет и, обратившись ко мне на «вы», поздоровался и спросил как мои дела и как мне работается. Я ответил ему в тон, и К. осведомился, может ли он взять что-нибудь из моих вещей «к себе в кабинет». Тут возникла долгая пауза - К. видимо не мог придумать, что ему взять. «Стулья?», подсказал я. К. радостно улыбнулся, спросил можно ли ему взять стул, и громко пыхтя, потащил приглянувшийся ему стул.
Когда К. пришел за следующим стулом, я попросил его принести мне желтую тетрадку и ручку, которые лежали у меня на столе. Так мы обменивались предметами все оставшееся занятие. Иногда К. не мог найти то, что я его просил, и тогда он приносил что-то другое. В этих случаях я говорил К. «спасибо» и более подробно объяснял, где находится тот предмет, который он не смог найти. Зеленную коробку, которая лежала в шкафу в другой коробке, К. нашел с пятой попытки. Судя по звукам, доносившимся из кабинета, он действительно пробовал ее найти, и каждый раз после неудавшейся попытки он приносил мне какой-нибудь другой предмет.
К. был очень доволен прошедшим занятием и не хотел, чтобы игра заканчивалась. Но когда я напомнил ему, что его ждет работа наверху и что без него там не обойтись, К. согласился вернуться в класс.
Комментарии.
Данное занятие интересно своей спонтанностью и тем, что оно было организованно скорее К., чем мною. Однако, задачи, которые я ставил перед собой перед этим занятием, были, как мне кажется, выполнены.
Важно отметить, что перед описанным здесь занятием, мы с К. играли раз в неделю в течение полугода. За это время у нас сложились доверительные отношения, К. знал, что я могу подхватить и развить его идеи и не боялся пробовать и предлагать что-то новое. Кроме того, я всегда старался общаться с К. на равных. Мне кажется это важным, потому что обычно К. в общение с взрослыми (особенно с мамой) играет либо роль беспомощного младенца, либо роль всемогущего господина.
В описание занятия, мы видим, что К. превращает меня из педагога в своего коллегу и начинает разговаривать со мной в несвойственной ему вежливой манере. В ходе занятия К. был внимателен к моим пожеланиям, старался принести то, что я его просил. И если это ему не удавалось, он все равно приносил мне какие-нибудь предметы взамен, на те, которые уносил (в основном, это были стулья). Таким образом, мы можем сказать, что задачи по развитию кооперации и полезных навыков, были в данном занятии реализованы.
К. пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти некоторые предметы. Однако в результате К. смог выполнить все поставленные перед ним задачи. Для этого ему нужно было внимательно слушать мои инструкции и сориентироваться в моем кабинете.
К. каждый раз радовался своим результатам. При этом я его не хвалил, а просто благодарил, когда он мне отдавал мне тот или иной предмет. К.явно понравилось, что я с ним общался, как с взрослым. Возможно, поэтому он с готовностью брался за следующее задание. Мы видим, что цель занятия «развитие адекватной самооценки» также реализовалась.
Я думаю, что в реализации поставленных цели и задач, мне в первую очередь помогло уважительное отношение к К. и то, что я поддержал и развил предложенную им игру.