Задачи:
коррекционные
-активировать словарь по теме «Посуда»;
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
- закрепить умение классифицировать посуду;
- закрепить умение использовать в речи существительные в родительном падеже;
-закрепить употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
- совершенствовать умение повторять описательный рассказ по плану вслед за логопедом;
-подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих;
развивающие
- развивать внимание, память, мышление;
воспитательные
- воспитывать желание помогать людям в трудную минуту.
Оборудование: пипетка, вода, чайник, чашка, яблоко, сахарница, кастрюля, мяч, подарочная коробка с чайником, конфеты, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: разрезные картинки.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, сюрпризный момент.
Ход занятия
1.Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Ребята, мы поговорим сегодня о посуде. Но прежде сделаем гимнастику для языка: «Блинчик», «Чашечка».
(Во время выполнения детьми артикуляционного уклада «Чашечка» логопед из пипетки капает воду им на язычки с просьбой. Как можно дольше удержать воду в «Чашечке».)
-Молодцы! А теперь упражнение «Фокус».
2. Отгадывание загадок.
Логопед. Отгадайте загадки:
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
-Что это? (чайник)
-Для чего нужен чайник?( чтобы кипятить воду для чая)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ... (чашка)
-Для чего нужна чашка?( чтобы пить из нее чай)
-Чайник, чашку как назвать одним словом? (посуда)
3. 4 лишний.
Логопед выставляет на стол предметы:
чайник, чашка, яблоко, стакан
- Что лишнее? (лишнее яблоко)
-Почему ? (Потому что яблоко – это фрукт, а чашка, чайник и стакан – это посуда)
Чайник, чашка, сахарница, кастрюля
Что лишнее? ( кастрюля лишняя, потому что это кухонная посуда, а остальная посуда – чайная)
4.Образование относительных прилагательных.
Логопед. Ребята, встанем в круг и поиграем в мяч.
- Если посуда из железа, то она какая? (железная)
-если из дерева?(деревянная)
-из глины? ( глинянная)
-из фарфора?(фарфоровая)
-из стекла? (стеклянная)
-из пластмассы? (пластмассовая)
5.Работа над слоговой структурой сложных слов.
Логопед. Давайте отхлопаем слово пласт-мас-со-ва-я.
Дети вместе с логопедом, а затем по одному отхлопывают слово по слогам.
6.Сюрпризный момент.
Логопед включает презентацию. ( слайд 2,3)
Логопед. Ребята, назовите посуду, которая была у Федоры. (слайд 4)
-Эта посуда нужна на кухне, значит она какая? (кухонная)
7.Родительный падеж существительных.
-Чего не стало? "(слайды 5- 17)
8.Пальчиковая гимнастика.
Логопед. Почему посуда убежала от Федоры? " (слайд 18)
(потому что Федора ее не мыла, била)
-А вы помогаете мамам мыть посуду?
-Давайте вспомним шуточную пальчиковую гимнастику
1,2,3,4
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку
и большую поварешку.
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали.
9.Разрезные картинки.
Логопед.
-Ребята, послушайте, кто-то плачет. (слайд 19)
Это посуда, которая убежала от Федоры в дороге перебилась.
Логопед раздает детям разрезные картинки посуды.
10.Родительный падеж существительных.
-Назовите, что без чего? ( чайник без носика, чашка без донышка, кастрюля без крышки, сковорода без ручки, стакан без стенки)
11.Уменьшительно-ласкательная форма существительного.
Логопед. Поможем Федориной посуде «склеим» ее.
- Назовите ее ласково.( чайничек, чашечка, кастрюлька, стаканчик)
12. Повторение рассказа - описания за логопедом.
(слайд 20)
Логопед. А вот и наш подарок, что же там внутри?
Достает чайник.
-Послушайте, как я расскажу о чайнике: Это фарфоровый чайник. У него есть носик, крышка, ручка, стенки и донышко. Он красного цвета. В этом чайнике заваривают чай. Это чайная посуда.
-Кто хочет рассказать о нем?
Рассказ детей.
13. Итог
Логопед. Чем мы сегодня занимались?
-Что вам понравилось?
-Ребята, в коробке есть еще конфеты. Сейчас мы вместе будем пить чай с конфетами.