Цели занятия
- Закрепление навыков правильного произношения звуков Р – Л.
- Учить детей различать на слух звуки Р – Л в слогах, словах, предложениях.
- Развитие памяти и мышления.
- Закрепление навыков словообразования.
- Закрепление навыков послогового чтения.
Оборудование:
Настенная касса букв, символы звуков, предметные картинки с изучаемыми звуками, письмо от Незнайки, картинка с изображением Незнайки, картинки “Бывает – не бывает”.
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед. Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка (логопед показывает картинку с изображением Незнайки). Кто знает, где живёт Незнайка?
Дети. В Цветочном городе.
Логопед. Правильно. Незнайка говорит, что в Цветочном городе случилось несчастье. Злой волшебник рассердился и всё заколдовал. В городе всё перепуталось, всё теряется и жители ничего не помнят. Посмотрите, Незнайка принёс картинку, на которой видно, что происходит в Цветочном городе. Давайте посмотрим и скажем, бывает такое или не бывает (логопед показывает картинку, дети отвечают).
Выявление темы занятия.
Логопед. Ребята, Незнайка говорит, что злой волшебник похитил у них в городе два звука. Их никто не произносит и он даже не может вспомнить, что это за звуки. Давайте поможем ему, Незнайка произнесёт слова, а мы попробуем догадаться, что это за звуки (дети должны ответить на вопросы, какой звук пропал и в каком месте).
Слова: …ыба, …асчёска, …ампа, …акета, к…оун, п…аток.
Логопед. Молодцы ребята. Кто догадался, о каких звуках и буквах мы будем сегодня говорить на занятии? Какие звуки пропали в Цветочном городе?
Дети. Звуки и буквы Р и Л.
Логопед. Правильно, а давайте вспомним, что такое звук и что такое буква?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед. Незнайка, а давай ребята тебе расскажут, где живут эти звуки, чем они похожи, чем различаются. Давайте произнесём их и подумаем, где же находится язык, когда произносит эти звуки.
Артикуляция.
Р – зубы не сомкнуты, язык поднят вверх, он упирается в бугорки за верхними зубами, пускаем сильную воздушную струю, кончик языка дрожит.
Л – губы приоткрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка упирается в альвеолы.
Характеристика.
Согласные, звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими.
(Логопед показывает символы звуков)
Произношение изучаемых звуков в слоговых сочетаниях.
Логопед. Незнайка, а ты знаешь. что согласные звуки могут дружить с гласными? Ребята какие вы знаете гласные звуки? Дети. А, о, у, и, ы, э.
Логопед. Давайте их подружим. Звук Р подружился со звуком А, что получилось?
Дети. Получился слог РА.
Логопед. Звук Л подружился со звуком А, что получилось?
Дети. Получился слог ЛА.
Логопед. А сейчас Незнайка послушай, как слоги разговаривают между собой.
Ра – ла – ра – ла (здороваются).
Ро – ло – ро – ло (удивляются).
Ру – лу – ру – лу (сердятся).
Ры – лы – ры – лы (мирятся).
Ро – ло – ро – ло (прощаются).
Произношение звуков в словах.
Игровое упражнение “Исправь ошибки Незнайки”.
Логопед. Незнайка, теперь ты вспомнил, что это за звуки? Ну – ка, попробуй произнеси слово “вертолёт”. (Незнайка произносит “велтолёт”). Ребята, правильно произнёс Незнайка? Кажется, он не знает где произносить Л, а где Р. Давайте исправим его ошибки и научим его правильно говорить. (Логопед показывает картинки, Незнайка произносит слова, дети исправляют).
Слова: талелка, тлалейбус, тереграмма, теревизор, велтолёт, каресо.
Игровое упражнение “Четвёртый лишний”.
Логопед. Незнайка, а теперь посмотри, как ребята играют в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. (Логопед на доску вешает картинки, в которых есть изучаемые звуки). Ребята, перед вами четыре картинки. Нужно найти три картинки с одинаковыми звуками и исключить лишнюю картинку. Посмотрите внимательно и скажите, какая картинка здесь лишняя.
Например: барабан, лук, одеяло, подсолнух.
Физкультминутка.
Логопед. Ребята, мы с вами потрудились, давайте немного отдохнём.
Незнайка. Ребята, я нёс вам письмо, в котором описаны небылицы, которые происходят у нас в городе, но по дороге потерял его.
Логопед. Давайте пойдем, поищем его.
Письмо отправимся искать,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
(Дети маршируют)
На носочки встали
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,
На листочки наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
Логопед. А вот кажется и письмо нашлось. Давайте его прочитаем.
Работа с деформированным предложением.
В Цветочном городе
Булка съела ворону.
Дрова рубят дровосека.
Рубашка стирает Юру.
Карандаш рисует Артёмом.
Ромашка срывает Иру.
Шар надувает Рому.
(Дети исправляют порядок слов в предложениях)
Логопед. Слова в предложениях стали на свои места, звуки и буквы нашлись и теперь можно поиграть в игру “Живые буквы”. (Логопед раздаёт буквы и просит выйти к доске детей с буквами, которые есть в следующих словах: игра, пила, школа, шар).
Итог.
Логопед. Молодцы ребята. Вы очень старались. Незнайка, теперь если тебе опять будет нужна помощь, приходи к ребятам в детский сад, они тебе помогут. Давайте попрощаемся с Незнайкой.