Ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка».
В законе РФ «Об образовании» отмечается, что система образования в Российской федерации представляет собой совокупность системы преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности вариативных программ по обучению и воспитанию детей, в которых выделяется раздел «развитие речи». В настоящее время существует огромное количество образовательных программ. Направление коррекционно-развивающей работы «Формирование грамматических средств языка» хорошо представлено в работах Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Нищевой Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» и других авторов.
На протяжении многих лет учёные НИИ дефектологии на базе групп дошкольных учреждений разрабатывали оригинальные методики, внедрение которых определило бы эффективность логопедических занятий.
В технологии Громовой О. Е., Курдвановской Н. В., Арефьевой Л. Н. особое внимание уделяется процессу словообразования как основному средству пополнения словарного состава языка. Работы Нищевой Н. В., Коноваленко В. В., Колесниковой Е. В. направлены на решение вопроса о формировании лексико-грамматических навыков в процессе словообразования через морфологическую систему языка.
Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина, Н. В. Виноградова, Л. Е. Шурова, О. В. Епифанцева, Е. И. Тимонин, Г. А. Каше рассматривают процесс формирования лексико-грамматических категорий как подготовку детей к обучению грамоте. Такие авторы как Л. В. Забродина и Е. С. Ренизрук разработали методику по коррекции лексико-грамматических средств языка через текстовую технологию.
Работа по развитию средств языка является очень важной на первых этапах коррекционной работы.
Организация коррекционно-развивающей работы.
Основные задачи работы на каждом возрастном этапе.
Младший и средний возраст:
- усвоение морфологической стороны речи, согласование слов
- чередование звуков в основах
- образование сравнительной степени прилагательных
- освоение способов словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов – с помощью приставок
Старший возраст:
- исключение морфологического порядка
- усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий
- совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи
- формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слова
- стремление к правильности своей речи
Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:
• окончания существительных множественного числа в Родительном падеже,
• образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных,
• употребление несклоняемых имен существительных,
• ударение при склонении существительных,
• нестандартное ударение,
• подвижное ударение,
• первое ударение на предмет,
• образование сравнительной степени прилагательных,
• образование глагольных форм,
• склонение некоторых местоимений, числительных,
• образование страдательных причастий.
Для устранения и предупреждения подобных ошибок с детьми проводят игры и упражнения.
Этапы логопедической работы по формированию словообразования.
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей;
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы
• Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксами: -к-; -ик-; -чик.-.
• Глаголы
Дифференциация совершенного и несовершенного вида;
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
• Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Содержание II этапа логопедической работы
• Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами :-оньк-, еньк-, -ышек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк- (пылинка),с суффиксом –ин- (виноградина).
• Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на- - вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- без чередования (лисий).
Относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксами –н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание III этапа логопедической работы
• Существительные - образование названий профессий.
• Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием (волчий).
Относительные прилагательные с суффиксами –ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксом –оват-,-еньк-.
Работа над словообразовательными аффиксами.
Работа в данном направлении идет по кругу: сравнение – выделение – закрепление – анализ – образование и снова возвращаемся к сравнению.