Логомаг

Логопедические технологии

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Аспекты реализации подготовительного этапа коррекционной работы при стертой дизартрииЛогопедические технологии

Материал подготовлен Красновой Мариной Михайловной, логопедом ДГП №143 г.Москвы.


Краткая аннотация от автора: В данной статье отражены возможные варианты логопедической коррекции речи у детей со стертой дизартрией. Рассмотрены группы, на которые специалисты-логопеды условно должны делить детей при разра-ботке комплексов упражнений. В данной статье подобраны и систематизированы разработанные коррекционные упражнения для детей со стертой дизартрией. Освещены так же принципы построения коррекционной работы. Для достижения позитивного коррекционного результата необходим комплексный логопедический подход в работе с детьми со стертой дизартрией, совместно с педагогами и родителями.

Логопедическая наука много десятилетий исследует проблему стертой дизартрии, которая является одним из трудно корректирующихся заболеваний речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Заболевание стертой дизартрии можно наблюдать у детей с первых дней рождения, в этом случае отмечается задержка локомоторных функций: груднички часто отказываются от грудного вскармливания и т.п. 

Логопедическая коррекция речи детей со стертой дизартрией на подготовительном этапе должна проходить в комплексе, в котором задействованы все умственные и физиологические процессы развития ребенка. Например, деятельность логопедов и родителей должна быть направлена на развитие локомоторных функций с первого дня жизни и во всем раннем периоде. Поэтому необходимы постоянные занятия с детьми по приобретению навыков на развитие моторики рук и пальцев, развитие прыгучести, координации движений и тела – «слови мячик», «дотянись до предмета», с обязательным четким проговариванием его названия, имени.

Проблема коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией представляет трудность, потому что в период после 2-х лет дети нечетко говорят и плохо едят твердые продукты, так как их тяжело жевать: мясо, морковь, яблоки. На питание детей с проявлениями стертой дизартрии необходимо обратить особое внимание.

Необходимо обратить внимание какой проблемой для детей со стертой дизартрией является выполнение культурно-гигиенических приемов: чистить зубы, полоскать рот, умываться, Здесь в качестве коррекционных упражнений могут выступить ролевые игры, когда необходимо задействовать различные группы мышц языка и щек. В игровой  форме необходимо учить шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и молнии. (Игра «Собираемся в гости к сказочным героям»). 

Специалисты-логопеды разрабатывают комплексы упражнений с учетом деления детей со стертой дизартрией на три группы.

1 группа – проявляется нарушение или искажение звуков, звукопроизношения; фонематический слух и слоговая структура не нарушены, дети легко овладевают навыками словоизменения и словообразования. Общее количество таких детей составляет 10%.

2 группа – при звукопроизношении у детей происходит множественная замена, искажение; нарушен фонематический слух; активный и пассивный словарь ребенка отстает от нормы. Эти дети с фонематическим недоразвитием составляют 30-40 %.

3ᅟ группаᅟ –ᅟ речьᅟ уᅟ этихᅟ детейᅟ практическиᅟ неᅟ сформирована;ᅟ возникаютᅟ серьезныеᅟзатрудненияᅟ вᅟ построенииᅟ логико-грамматическихᅟ конструкцийᅟ предложений,ᅟ лексико-грамматические ошибкиᅟ носятᅟ множественныйᅟ иᅟ стойкийᅟ характер.ᅟ Вᅟ этойᅟ группеᅟ стойкаяᅟ степеньᅟ дизартрииᅟ составляетᅟ 50-80%.

Уже на подготовительном этапе логопедыᅟ иᅟ родителиᅟ должныᅟ прово-дитьᅟ работуᅟ сᅟ детьмиᅟ данныхᅟ группᅟ сᅟ подключениемᅟ всехᅟ анализаторов:ᅟ следуетᅟ проговорить,ᅟ изобразить,ᅟ посмотреть.ᅟ Например:ᅟ ощутитьᅟ рукойᅟ вибрацииᅟ вᅟ областиᅟ гортаниᅟ илиᅟ темечка,ᅟ приᅟ произнесенииᅟ звонкихᅟ согласных,ᅟ длительностиᅟ иᅟ плавностиᅟ вдыхаемойᅟ струиᅟ приᅟ произнесенииᅟ звуковᅟ (ф),ᅟ (в),ᅟ (х),ᅟ краткостьᅟ артикуляции,ᅟ ощущениеᅟ толчкаᅟ воздухаᅟ приᅟ произнесенииᅟ смычныхᅟ согласныхᅟ [П],ᅟ [Б],ᅟ [Т],ᅟ [Д],ᅟ [Г],ᅟ [К],ᅟ ощущениеᅟ узкойᅟ струиᅟ воздухаᅟ [С],ᅟ [З],ᅟ [Ф],ᅟ широкойᅟ [Т],ᅟ [К],ᅟ температурныеᅟ [С]ᅟ –ᅟ холоднаяᅟ струя,ᅟ [Шᅟ ]ᅟ –ᅟ теплая

Приведемᅟ примерыᅟ упражнений      на подготовительном этапе дляᅟ детейᅟ сᅟ легкойᅟ степеньюᅟ стертойᅟ дизартрииᅟ сᅟ повышеннымᅟ мышечнымᅟ тонусом.ᅟ Вᅟ артикуляционнойᅟ мускулатуреᅟ рекомендуютсяᅟ упражненияᅟ наᅟ расслаблениеᅟ напряженныхᅟ мышцᅟ языка,ᅟ губ.

Для расслабления языка: 

высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;

высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение; 

открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;

беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка).

Для опускания напряженного корня языка предлагается упражнения, связанные с высовыванием языка. Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, выполняя задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ. 

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие за-дания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

–ᅟ удерживатьᅟ губамиᅟ кусочкиᅟ сухарика,ᅟ трубочкиᅟ разногоᅟ диаметра,ᅟ полоскиᅟ бумаги;

–ᅟ плотноеᅟ смыканиеᅟ губ.ᅟ 

Вᅟ процессеᅟ коррекцииᅟ звукопроизношенияᅟ уᅟ детейᅟ сᅟ легкойᅟ степеньюᅟ дизартрииᅟ закреплениеᅟ большинстваᅟ вновьᅟ сформированныхᅟ звуков,ᅟ предлагаетсяᅟ начинатьᅟ соᅟ структурыᅟ слоговᅟ типаᅟ СГ,ᅟ аᅟ затемᅟ переходитьᅟ кᅟ структуреᅟ «гласный-согласный».ᅟ Приᅟ формированииᅟ [С],ᅟ [Р]ᅟ допускаетсяᅟ введениеᅟ звукаᅟ преждеᅟ вᅟ слогᅟ ГС.ᅟ Посколькуᅟ фрикативныйᅟ [ᅟ Р]ᅟ частоᅟ усваиваетсяᅟ лучше,ᅟ чемᅟ дрожащий.ᅟ Отᅟ фрикативногоᅟ [ᅟ Р]ᅟ успешноᅟ переходятᅟ кᅟ произнесениюᅟ ихᅟ основныхᅟ дрожащихᅟ вариантов.ᅟ Тойᅟ жеᅟ последовательностиᅟ следуютᅟ вᅟ работеᅟ соᅟ звукамиᅟ [С],ᅟ такᅟ какᅟ произнесениеᅟ этогоᅟ согласногоᅟ вᅟ концеᅟ словᅟ способствуетᅟ формированиюᅟ уᅟ детейᅟ осознаваемыхᅟ имиᅟ кинестетическихᅟ опор.

 Основнымᅟ факторомᅟ логопедическойᅟ работы     ᅟ   на подготовительном этапе должноᅟ бытьᅟ коммуникативноеᅟ обучение,ᅟ представляющееᅟ собойᅟ адаптациюᅟ детейᅟ вᅟ речевомᅟ пространствеᅟ сверстников,ᅟ родителей:ᅟ сюжетныеᅟ игры,ᅟ игры-драматизации,ᅟ побуждающиеᅟ ребенкаᅟ кᅟ речевомуᅟ высказыванию.ᅟ Дляᅟ осуществленияᅟ успешнойᅟ коррекционнойᅟ работыᅟ сᅟ детьмиᅟ соᅟ стертойᅟᅟ дизартрииᅟ необходимо:ᅟ 

1. Тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изу-чением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача; взаимосвязь с родителями.

 2. Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусом.

3. Формирование четких статико-динамических ощущений артикуля-ционных мышц.

4. Система работы по формированию фонематических умений, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

Только комплексный логопедический подход в работе с детьми со стертой дизартрией, совместно с педагогами и родителями, даст позитивный коррекционный результат.

 Список использованной литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М.: Детство, 2008. – 256с.

2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей, логопедический массаж. – СПб.: Питер, 2008. -302с.

3. Киселеваᅟ В.А.ᅟ Диагностикаᅟ иᅟ коррекцияᅟ стертойᅟ формыᅟ дизартрии.–ᅟ М.:ᅟ Академия,ᅟ 2007. –ᅟ 56с.

4. Лопатинаᅟ Л.В.,ᅟ Серебряковаᅟ Н.В. Преодолениеᅟ речевыхᅟ нарушенийᅟ уᅟ дошкольников.–ᅟ СПб.:ᅟ Питер,ᅟ 2011. –ᅟ 192с.

5. Микляева Ю.ᅟ В.ᅟ Логопедическийᅟ массажᅟ иᅟ гимнастика.ᅟ Работаᅟ надᅟ звукопроизношением.ᅟ —ᅟ М.:ᅟ Айрис-пресс,ᅟ 2010.ᅟ —ᅟ 115с.ᅟ 


Марианна Лынская 02.11.2014, 14:09 Комментарии 0
КОММЕНТАРИИ
Тишина.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: