С недавних пор родители в вопросе раннего развития ребенка выделяют методику Глена Домана.
Основатель Института ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute) в штате Филадельфия, военный врач, Глен Доман, в конце сороковых годов ХХ века обратил свое внимание на вопросы обучения и развития детей с тяжелыми травмами головного мозга.
Направлениями предложенной им системы являются физическое, математическое, интеллектуальное развитие ребенка и обучение чтению.
Суть его методики заключается в активизации потенциала мозга посредством стимулирования зрительного аппарата (предъявление несколько раз в день на пару секунд карточек с изображением крупных точек или слов, написанных крупным шрифтом красного цвета). «Дать детям безграничные возможности развития» - вот основная идея всей системы.
Основные положения методики Глена Домана:
- лучший учитель для ребенка – его родитель;
- первые три года жизни – наиболее благоприятное время для обучения;
- рост человеческого мозга происходит во время его активизации
Подробнее рассмотрим каждое направление методики Глена Домана.
Физическое развитие.
Отмечая прямую взаимосвязь между развитием двигательной сферы и головного мозга человека, Глен Доман предлагает с первых дней жизни предоставлять ребенку возможность активно двигаться, крутить и вертеть его как только можно, в пределах разумного. Разработанный комплекс упражнений способствует стимулированию и координации движений малыша. У новорожденных рекомендуется закреплять ползательный рефлекс. Для этого автор предлагает помещать малыша в трек для ползания. С 12 месяцев параллельно с физическим развитием можно начинать развитие и других способностей ребенка.
Обучение чтению.
Лингвистические способности являются врожденной способностью головного мозга человека. По мнению автора, в младенческом возрасте ребенок проявляется наибольшую чувствительность к языкам (слово, число, нота), что является благополучной почвой для обучения чтению. В этом вопросе Глен Доман за основу использует англо-герменской систему: показ и озвучивание целого слова, написанного красным цветом на карточках с белым фоном.
Обучение предлагается начинать с детьми в возрасте до года. При этом автор предлагает показывать по 5 карточек со словами без изображения предмета по 1-2 секунде несколько раз в день.
Математическое развитие.
С года детям рекомендуется показывать карточки с изображением крупных точек красного цвета и называть их количество. Глен Доман утверждает, что такой метод обучения счету позволяет детям с ходу назвать количество предметов без их пересчета.
После того, как ребенок усваивает первые 20 цифр, предлагается показывать арифметические примеры на сложение и вычитание.
Энциклопедические знания.
Данное направление в методике Глена Домана является наиболее спорным и сложным. С одной стороны, ребенок получает колоссальные знания из области биологии, географии, истории, музыки, искусства, математики, физиологии человека, прикладных наук, языков и литературы (основные отрасли по классификации автора методики).
Но, с другой стороны, многие родители, психологи и педагоги указывают, что недостаточно только знать эти многочисленные факты, необходимо научить их анализировать и оперировать ими в нужный момент. Для этого требуется зрелость головного мозга и определенный жизненный опыт. Поэтому целесообразно начать знакомство ребенка с теми фактами, которые на данный момент встречаются в его жизни, сказках и песенках (игрушки, овощи, фрукты, одежда и т.д.). Чтобы «оживить» полученную информацию, желательно параллельно с изучаемой темой смотреть мультфильмы, проводить экскурсии, рассматривать и ощупывать реальные предметы.
Перечислим основные минусы методики Глена Домана:
- ребенок является объектом обучения, а не активным его участником;
- активна преимущественно зрительная система, которая «считывает» информацию с карточек;
- ребенок поглощает огромный объем знаний, но система не учит, как их использовать;
- эмоциональному развитию внимание не уделяется;
- творческое мышление не развивается.
Методику Глена Домана следует применять с умом, сочетать с другими развивающими методиками для развития творческого мышления и исследовательских способностей. Родителям даются практические советы для реализации предложенной автором системы.
Более детально познакомиться с методикой можно через серию книг Глена Домана «Как воспитать гения»: «Как научить ребенка читать», «Как научить ребенка математике», «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как физически развить ребенка».
1. Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка. - Москва, Аквариум, 1996 г.
2. Журнал "Аистенок", 10, 2004 г.