Направленность мотивации пациентов как фактор успешности речевой реабилитации после операций по удалению опухолей головы и шеи
М.Ш. Магомед-Эминов
доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологической помощи и ресоциализации факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Д.В. Уклонская
кандидат педагогических наук, логопед онкологического отделения №2 (опухолей головы и шеи) НУЗ ЦКБ №2 имени Н.А. Семашко ОАО «РЖД», г. Москва
Ю.М. Хорошкова
инженер I категории кафедры психологической помощи и ресоциализации факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Введение. В настоящее время в России наблюдается неуклонный рост числа онкологических заболеваний, вместе с которым растёт и число случаев заболеваемости злокачественными опухолями головы и шеи. Возможности оказания онкологическим больным медицинской помощи расширяются и совершенствуются, но недостаточно внимания уделяется повышению качества реабилитационных мероприятий, что может быть обеспечено только в условиях взаимодействия врачей, социальных работников, логопедов, психологов и других специалистов [5].
Многими отечественными авторами мотивация пациентов выделена как важный фактор успешной речевой реабилитации больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи [1, 2, 3]. Большинство зарубежных авторов, так или иначе, обращают особое внимание на комплексную реабилитацию больных опухолями головы и шеи [8, 9]. В составе реабилитационных мероприятий немаловажное значение имеют: отношение самого больного к реабилитационной программе, усилия, которые он прилагает, и психологическая работа, которую он проводит для эффективности восстановления [4]. Психологическая составляющая реабилитации, особенно, терапевтическая мотивация пациента и эффективные стратегии совладания с критической ситуацией, остаются неизученными и требуют специального исследования.
Методы исследования. Под нашим наблюдением в течение двух лет находились 26 больных (18 мужчин и 8 женщин) в возрасте от 61 до 78 лет. Больные перенесли хирургическое лечение по поводу злокачественных новообразований гортани, околоушной слюнной железы, щитовидной железы, языка, подчелюстной слюнной железы, орофарингеальной зоны. Логопедические мероприятия проводились в условиях онкологического отделения №2 (опухолей головы и шеи) НУЗ ЦКБ №2 им.Н.А.Семашко ОАО «РЖД» параллельно с ведением лечебного процесса и при необходимости продолжались амбулаторно. Целью логовосстановительной работы было выявление и включение компенсаторных возможностей организма, способствующих улучшению процесса речевой коммуникации. При коррекции речевого дефекта после удаления гортани использовали методику постановки внегортанного заместительного механизма фонации – эзофагального голоса [6, 7].
В целях выявления эффективной мотивации пациентов вернуть нарушенную или утраченную речь нами была использована нарративная качественная методика. Пациентов просили составлять нарративы, рассказывать о своей жизни, включая в своё повествование различные аспекты: историю постановки диагноза; о семье, о работе (если пациенты не находились на пенсии на момент беседы), о ближайшем окружении (друзья, знакомые); о том, изменились ли взаимоотношения с окружающими после того, как стало известно о болезни и операции (если да, то в какую сторону); о планах после выписки из больницы. Сначала мы оценивали вербальную продуктивность пациентов, критерием которой служил объём их рассказа. Далее рассказ оценивался с точки зрения двух тенденций: ориентации на неудачу и ориентации на успех. Критерии ориентации на неудачу включали как признаки ожидания неудачи, так и признаки избегания неудачи в различных формах. Критерии ориентации на успех включали как пассивное ожидание успешности восстановления речи, так и активное стремление содействовать этому процессу.
Результаты и их обсуждение. По степени успешности реабилитации речевой функции, которая оценивалась нами по уровню восстановления коммуникативной функции речи, мы разделили больных на три группы. Первая группа – пациенты с полностью восстановленной коммуникативной функцией речи (16 человек, или 61%). Вторая группа – пациенты со значительными улучшениями коммуникативной функции речи (2 человека, или 8%). Третья группа – пациенты, у которых коммуникативная функция речи не была восстановлена в результате логопедических мероприятий, а также пациенты, которые не вернулись к занятиям (8 человек, или 31%).
Контент-анализ проведённых с испытуемыми интервью по вышеописанным критериям ориентации на неудачу и ориентации на успех, в соотношении с успешностью и неуспешностью речевой реабилитации пациентов, показал следующие результаты:
1. В группе №1 (полное восстановление) все испытуемые (16 человек, или 100% от общего числа группы) показали высокую вербальную продуктивность, а также высокий индекс ориентации на успех и низкий индекс ориентации на неудачу.
2. В группе №2 (значительное улучшение) показатели вербальной продуктивности, а также высокий и низкий индексы ориентации на успех и на неудачу разделились поровну.
3. В группе №3 (коммуникативная функция речи не восстановлена, либо пациент не вернулся к занятиям) 6 человек (или 75% от общего числа группы) показали низкий индекс ориентации на успех в сочетании с высоким индексом ориентации на неудачу, а также продемонстрировали низкий уровень вербальной продуктивности. Особенно отметим, что у большинства испытуемых группы №3 избегание неудачи стало носить физический характер, то есть, они не возвращались к занятиям.
Заключение. Полученные результаты показывают значение терапевтической мотивации для эффективной реабилитации пациентов, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи. Наиболее эффективное восстановление наблюдалось у тех пациентов, которые показали высокую вербальную продуктивность, а также высокий индекс ориентации на успех и низкий индекс ориентации на неудачу. Мы также можем сделать вывод о важной роли смысловой работы личности в ситуации тяжёлой болезни и полученного в результате операции сложного дефекта, требующего значительных усилий логопеда и пациента в процессе реабилитации и восстановления нарушенной, либо полностью утраченной речи.
Литература:
1. Акетова Т.А. и др. Реабилитация больных раком гортани // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. 2003. Т.14. №2. С.42-45.
2. Балацкая Л.Н. и др. Голосовая реабилитация больных злокачественными опухолями головы и шеи // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. 2009. Т.20. №2(прил.1). С.120.
3. Кулаков А.А. и др. Восстановление звукообразования и речи у онкологических больных с дефектами верхней челюсти // Опухоли головы и шеи. 2012. №1. С.55-59.
4. Магомед-Эминов М.Ш. Онтологическая концептуализация феномена экстремальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. №3. С.79-91.
5. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году / под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М: МНИОИ им. П.А. Герцена филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2016. 236 с.
6. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. М.: Медицина, 1985. 91 с.
7. Уклонская Д.В. Восстановление голосовой функции после удаления гортани: новые возможности и альтернативные варианты // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: Серия «Педагогика и психология». 2016. №1. С. 37-43.
8. McQuellon R.P., Hurt G.J. The psychological impact of the diagnosis and treatment of laryngeal cancer // Otolaryngologic Clinics of North America. 1997. Vol.30 (2). P.231-241.
9. Sammut L., Ward M., Patel N. Physical activity and quality of life in head and neck cancer survivors: a literature review // International Journal of Sports Medicine. 2014. Vol.35. Issue 9. P.794-799.