Обследование понимания речи.
Понимание речи включает в себя:
• Восприятие фонемПонимание речи включает в себя:
• Узнавание слов
• Понимание значения слов
• Понимание отношений между словами
• Понимание фраз
• Понимание смысла обращенной речи
Недостаточность понимания речи приводит к недоразвитию активной речи. Особую актуальность обследование понимания речи приобретет при изучении детей с ОНР (1 уровень развития речи). Чем ниже уровень речевого развития, тем легче обследовать уровень импрессивной и экспрессивной речи. С другой стороны, чем выше уровень развития устной речи, тем больше понадобиться специальных приемов для выявления недостатков понимания речи. Прежде чем приступить к обследованию понимания речи, необходимо проверить состояние физического слуха ребенка, убедиться в его сохранности.
Выделяют несколько уровней понимания речи [Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.]:
• Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. • Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
• Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом не понимает вопросов косвенных падежей (чем? Кому?).
• Предикативный: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на стол, в стол, около стола, под стол). Не различает грамматических форм слов.
• Расчлененный: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами.
Обследование понимания у детей с алалией совершенно необходимо, причем как при моторной, так и при сенсорной. Однако, характер непонимания речи у моторных алаликов коренным образом отличается от непонимания у сенсорных, так как у моторных алаликов оно не является первичным и может быть преодолено в процессе коррекционного обучения [Г.И.Жаренкова, 1961]. Г.И.Жаренкова показала, что большинство моторных алаликов с трудом понимают грамматические формы, что связывается с недостаточным развитием языковой способности и ограниченным речевым опытом. Недостатки понимания грамматических форм носят название «импрессивный аграмматизм».
Полноценное понимание слова обеспечивается сохранным фонематическим восприятием и прочным связям между звуковой оболочкой слова и зрительным образом, закрепленным за этой оболочкой.
Выбор методов и методик для обследования понимания речи зависит от предполагаемого уровня речевого развития. Поскольку, если у ребенка активная самостоятельная речь и имеются лишь недостатки связной речи, произносительной стороны речи, то выявлять понимание у него инструкций, типа «помаши маме ручкой» - нецелесообразно, в то время как это совершенно необходимо при обследовании понимания речи у безречевых детей.
Обследование понимания речи у безречевых детей.
1. В процессе беседы с родителями выясняется, какие словосочетания ребенок много раз слышал в быту. Логопед предлагает ребенку выполнить следующие действия: поцеловать маму, поиграй в ладушки, похлопать в ладоши, помахать ручкой. 2. Выявление знания названий знакомых игрушек: покажи машинку, покажи зайку, возьми мишку, дай мне куклу, убери пирамидку.
3. Выяснение знания названий предметов, которыми ребенок пользуется в быту: расческа, чашка, стул, мыло и др.
4. Выяснение знания ребенком названий частей тела. Может ли он показать на себе, на кукле, на логопеде. Может ли ребенок показать части тела на игрушечных животных: хвост, хобот. Логопед может выяснить, понимает ли ребенок, что у него нос, а у слона – хобот.
5. Выяснение знания названий предметов, действий. Одновременно показывается не более 4-5 картинок. Целесообразно демонстрировать ребенку картинки с частотными и низкочастотными словами: тарелка, молния, жук, стрекоза и т.д.
6. Выяснить, знает ли ребенок предметы по их назначению: покажи, из чего ты пьешь молоко, а чем мама тебя расчесывает.
7. Установление понимания принадлежности предметов: покажи, где моя кофта, а где твоя. Покажи, где мамин платок, а где мой.
8. Обследование понимания предложений: Хлопни в ладоши; покажи как причесываются.
9. Обследование понимания серий предложений: поставь цветок на подоконник, а машинку отдай маме.
Обследование понимания речи у детей с недоразвитием речи.
1. Ребенку предъявляются картинки в соответствии с лексическими группами, предлагается показать и назвать картинку. Таким образом, одновременно обследуется и активный словарь.
2. Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринимаемого на слух. Перед ребенком раскладываются 6-8 картинок, просят показать последовательно 2-3 предмета: «Покажи ложку, книгу, кофту».
3. Для оценки влияния особенностей слухоречевой памяти и явления отчуждения смысла слова рекомендуется многократное повторение слов. Например, «Покажи вилку, стакан, ручку, стакан, ручку».
4. Обследование понимания гоморганных (сходных по артикуляции) слов (их восприятие может составить особую трудность для детей с дизартрией, ринолалией) проводится по следующей методике: предъявляются пары «конфликтных» картинок, логопед называет одну из них, ребенок должен ее показать. Например: слово – молоток (картинки: молоток, молоко).
5. Обследование понимания вопросов косвенных падежей: Чем кушает девочка? С чем девочка кушает суп? На чем сидит девочка? Где сидит девочка?
6. Обследование понимания прилагательных: для этого можно предложить подобрать картинки к следующим словам: мокрый, тяжелый, радостный и т.п.
7. Установить, понимает ли ребенок сравнительную степень: какой кубик меньше? Какая палочка короче?
8. Обследование понимания связи «часть-целое»: подобрать к названию целого название его части: платье – рукав; дверь – замок; часы – стрелка; дом – труба. И в обратном направлении.
9. Обследование понимания обобщающих понятий: покажи где фрукты, а где одежда.
10. Обследование понимания связей между предметом и действием: подобрать картинки к словам: светит, пишет, шьет.
11. Обследование понимания элементарных временных отношений: давно-недавно; вчера-сегодня; утром-вечером.
12. Обследование понимания антонимов: подобрать картинки: маленький – большой, кислый – сладкий, пустой – полный.
13. Для детей, умеющих читать (школьного возраста) можно предложить закончить предложение, выбрав слово: утром к дому прилетела воробьев (стая, стадо, стайка). Они уселись на крыше и весело… (пели, щебетали, чирикали).
14. Особенно трудным для детей с недоразвитием речи оказывается подбор антонимов.
15. Обследование понимая логико-грамматических конструкций:
- ребенку предлагается показать два последовательно названных предмета: ручка, книга.
- покажи ручкой книгу;
- покажи книгой ручку.
- нарисуй квадрат и круг; нарисуй круг под квадратом.
- положи яблоко слева от книги и внизу от ручки.
16. Для обследования понимания логико-грамматических отношений у детей старшего возраста можно использовать задачи: Витя темнее Коли и светлее Саши. Кто самый темный? Петя ударил Колю. Кто драчун? Петю встретил Коля. Кто приехал? Внука проводил дедушка? Кто уезжал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди?
17. Исправление неверно составленных предложений: Коза принесла корм девочке. Море омывается берегом.
18. Выбор верного предложения из двух для выявления понимания причинно-следственных связей: Взошло солнце, потому что стало тепло. Ветер дует, потому что деревья качаются.
Обследование понимания грамматических форм.
1. Исследование понимания форм единственного и множественного числа: дай карандаш, дай карандаши. Покажи, где смотрит, а где смотрят. Покажи где синяя, а где синие. 2. Исследование понимания мужского, женского и среднего родов: покажи, где поймала, а где поймал; покажи, где красная, а где красный.
3. Исследование понимания значений уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов: покажи, где стол, а где столик; покажи, где усы, а где усища.
4. Исследование понимания разноприставочных глаголов: покажи, где входит, а где выходит; покажи, где одевается, а где раздевается; покажи, где проезжает, переезжает, подъезжает, уезжает.
5. Исследование понимания залоговых отношений: покажи, где причесывается, а где причесывают. Покажи, где одевается, а где одевают.
6. Исследование понимания глаголов совершенного и несовершенного вида: покажи, где чинит, а где починил; покажи где моет, а где вымыла.
7. Исследование понимания предлогов: на, под, в, из, к, от, перед, за, из-под, из-за, между.
Обследование понимания текстов.
Н.Г.Морозова выделяет три основные ступени понимания текста: понимание предметного или фактического содержания текста, т.е. усвоение информации о предметах, фактах, событиях; понимание подтекста, т.е. непрямо выраженной мысли; понимание отношения читателя к содержанию. Показателями понимания текста детьми школьного возраста служат:
- нахождение в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, свободные ответы по прочитанному, ответы на вопросы к подтексту;
- составление вопросов к тексту или его частям;
- составление плана пересказа текста;
- свободное воспроизведение содержания текста;
- объяснение значений новых слов;
- правильное интонирование отдельных предложений.
При обследовании понимания текстов дошкольниками текст необходимо читать эмоционально, к тексту должна прилагаться картинка.