Спасибо огромное Вам,Марианна за ценнейший материал.хотелось бы найти полноценную речевую карту дошкольника с заиканием.. Помогите пожалуйста.Спасибо.
Нарушения темпа и ритма речи. Пути преодоления этих нарушений
Нарушения темпа и ритма речи относятся к нарушениям развития внешней и внутренней сторон речи, делающие речь человека малопонятной, скучной, недостаточно доходчивой. Сюда относятся: 1) брадилалия 2)тахилалия 3)клатеринг 4)смешанные формы. Чистые формы различаются по степени тяжести. При резких степенях выраженности они нарушают процесс коммуникации и становятся явно патологическими.
Бридилалия – патологически замедленная, но правильно координированная речь. Патогенез: большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессом возбуждения. Она является преимущественно наследственной формой нарушения. Однако в генезе могут иметь место и экзогенные факторы: воспитание, подражание, интоксикации, астенизация и др. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, но там это нормально. Чаще встречается у людей флегматичных, медлительных, вялых.
Клиника: замедленность темпа и ритма внешней и внутренней речи, замедленность процессов письма, монотонность голоса, интервербальное замедление – удлинение пауз между словами, интравербальное замедление – растянутое, замедленное произношение звуков речи и удлинение пауз между отдельными звуками внутри слова. Растянутая, монотонная, недостаточно модулированная речь вызывает напряжение, истощение внимания, неприятные ощущения и утомление слушающих. При слабых и средних степенях эти нарушения пациентами на замечаются. В более тяжелых случаях - психологическое переживание. Чаще всего брадилалия является симптомом соматического, неврологического или психического заболевания. Коррекция должна производится комплексно, применяется перевоспитание личности, медикаментозное лечение, лечебная гимнастика, логопедическая ритмика, пение, физиотерапия. Логопедические мероприятия: выработка более четких и быстрых речевых движений, убыстренных речевых реакций с помощью скороговорок, убыстрение темпа внутренней речи (работа над воображением при действии внешних раздражителей различного темпа и ритма), убыстренных темпов чтения и письма, выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи.
Тахилалия – патологическое убыстрение темпа речи. Впервые выделена Флоренской в 1933 году. Преимущественно передается по наследству. Однако существенна роль внешних факторов. Патогенез: патологическое усиление возбудительного процесса, который доминирует над процессом торможения. Наряду с нарушениями внешней и внутренней речи, наблюдаются сходные расстройства чтения и письма, быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, повышенная поверхностная эмоциональность, гиперактивность. При резком возбуждении темп речи резко убыстряется и появляются расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывание, перестановка слогов, слов, искажение предложений, неясность произношения фраз. Однако при привлечении внимания к речи происходит восстановление равновесия между внешней и внутренней речью, и хотя темп остается быстрым запинки исчезают.
Занимались: Флоренская, Ходорова. Речевая терапия проводится в условиях коллектива на фоне разъяснительной психотерапии. Привлекают внимание к речи, упорядочивают темп, воспитывают логическое мышление, снижают общее психомоторное возбуждение, используют лечебную физкультуру, перестраивают личность.
Спотыкание – неправильное формирование фразы вследствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа и ритма речи. Люди не осознают своего дефекта, привлечение внимания к речи улучшает речь, при чтении хорошо знакомого текста речь убыстряется. Письмо таких людей торопливое, повторяющееся, с неясным почерком. Отношение к речи безразличное и небрежное. Самое важное – изменить установку на свою речь. Нормальная по темпу речь воспринимается ими как флегматичная. Изменение отношения к речи – запись на пленку его и нормально говорящего. Коррекции должна подвергаться вся речевая деятельность и личность. Важна отработка речевого внимания, длительная его концентрация. Развитие артикуляторного и мышечного контроля в процессе устной речи, чтения, письма. Работа по замедление темпу начинается с сопряженного и отраженного проговаривания, чтение по заранее проработанному тексту с расстановкой пауз. Возможна усиленная артикуляция. Выработке нормального темпа речи способствует обратный счет и фонетическое письмо. Расширение словарного запаса, продумывание содержание будущего высказывания, редакция фраз с выделением основного содержания.
Роль биологических и социальных факторов в появлении заикания.
Биологические:- определенный возраст ребенка (2-6 лет).
- состояние центральной нервной системы (органическое поражение мозга резидуального характера, как правило, диффузное, отклонение в состоянии моторных структур мозга, для другой группы заик – повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации, что свидетельствует о функциональных отклонениях в ЦНС).
- особенности формированиия функциональной асимметрии мозга
- генетический фактор (по наследству передается не заикание, а слабость ЦНС)
- половой диморфизм
Социальный фактор – наличие психической травматизации (травмы делятся на острые и хронические).
Клиническая классификация заикания. Психолого-педагогическая дифференциация
невротической и неврозоподобной форм заикания.Исследователи выделяют две клинические формы – невротическую и неврозоподобную, обусловленные разными патогенетическими механизмами. Неврозы в клинике рассматриваются как функциональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов. Неврозоподобные состояния возникают вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы. По природе эти состояния – органно-функциональные.
Невротическая.
темп речи ускорен, дети не договаривают окончания, пропускают служебные слова, делают грамматические ошибки, звукопроизношение смазанное, большое количество итераций. Таким образом, артикуляционные механизмы остаются функционально незрелыми, в то время как лексико-грамматическая сторона опережает норму. До появления заикания особенности характера: впечатлительность, тревожность, робость, колебания настроения, плаксивость, страхи, с трудом привыкают к новой обстановке. Одновременно с возникновением заикания дети становятся более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется упрямство, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований.
Неврозоподобная.
Страдает динамический праксис, мышечный тонус неустойчив, наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. С трудом удерживают в памяти темп и ритм движений. Все движения органов артикуляции несколько ограничены. Темп речи ускорен или замедлен, голос мало модулирован. Как правило, нарушено речевое дыхание, слова произносятся во время вдоха или полного выдоха. Повышенная возбудимость, взрывчатость в одних случаях, вялость в других. Внимание неустойчиво.
Для невротической формы характерно:
1. тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.
2. наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
3. характерологические свойства (впечатлительность, тревожность).
4. преимущественно психогенное начало речевой патологии (острая и хроническая травматизация).
5. заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.
6. большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния и условий речевого общения.
7. Возможность плавной речи при определенных условиях.
Для неврозоподобной формы характерно:
1. до появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушения звукопроизношения.
2. отмечается патология моторных функций.
3. судорожные запинки появляются в возрасте 3-4 лет.
4. появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.
5. начало заикания постепенное, вне связи с психотравмой.
6. нет периодов плавной речи, речь не зависит от ситуации.
7. привлечение внимание к речи, облегчает ее, физическое и психическое утомление ухудшает речь.
Дифференциация невротической и неврозоподобной форм заикания.
1. Причина возникновения.
2. Время возникновения. При Н1 – 2-6 лет. При н2- 3-4 лет.
3. Характер возникновения. При Н1- остро, При Н2- постепенно.
4. Анамнестические сведения.
5. Формирование моторных навыков.
6. Речевой онтогенез.
7. Динамика нарушения При Н1 – рецидивирующее, при Н2 – волнообразное.
8. Развитие моторики.
9. При Н1 – наличие фразы до заикания, при Н2 – одновременное возникновение.
10. Зависимость проявлений заикания от эмоционального состояния.
11. Наличие и отсутствие периодов плавной речи.
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся подростков с невротической и неврозоподобной формами.
К 10-12 годам появляется осознание своего дефекта, боязнь произвести боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок. Может сформироваться стойкая логофобия – боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Подростки начинают испытывать затруднения в ходе ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. В школе ситуация осложняется недостаточной степенью знаний учебного материала, чувством неуверенности в своих силах. Для большинства подростков речь – источник психической травматизации. Это вызывает повышенную истощаемость, утомляемость, развитие патологических черт характера. Постепенно одни подростки начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевую активность, другие, напротив, становятся чрезмерно навязчивыми в общении, становятся агрессивными. Отмечается неприятие со стороны одноклассников.
У лиц с неврозоподобной формой в возрасте 14-17 лет порой появляются личностные переживания в связи с дефектом. Но в основном для них характерно пассивное отношение к своему дефекту, в процессе коррекции они недостаточно активны. С 10 лет может возрасти взрывчатость, раздражительность. Отмечается наличие дисфорий, неустойчивость внимания.
Комплексная реабилитация заикающихся взрослых и подростков.
Авторы методики: Буянов, Драпкин. Основана на психотерапии, логопедии и психологии на фоне общеоздоровительного лечения: медикаментозное лечение, лечебная физкультура, физиотерапия. С помощью рациональной психотерапии формируется личности заики, определяется его положения среди сверстников, выбора профессии, устройства семьи. Аутогенная тренировка, коллективная психотерапия. Библиотерапия способствует формированию личности. Проведение функциональных тренировок позволяет использовать новые речевые и психологические стереотипы в ранее травмирующих ситуациях. Логопедическая работа из трех этапов: 1) формирование техники речи (постановка дыхания, голоса и работа над артикуляцией); 2) используются освоенные формы техники речи на более сложном материале. Особое внимание уделяется понимаю текстов. Отрабатывается материал школьной программы; 3) автоматизация навыка и использование их в разных видах деятельности. Система Шкловского: тесно взаимосвязана работа логопеда, психотерапевта, психиатра, невропатолога. Диагностический этап: устанавливается диагноз и намечается лечение. Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности: нормализация дыхания и голоса, выработка речевых эталонов. Индивидуальная и групповая психотерапия. 3 и 4 этап: проводится тренировка речи в обычной для заик жизненной обстановке. Особое внимание уделяется профилактической диспансеризацией после лечения.
Социореабилитация (Некрасова). Пропедевтический этап: формируется увлеченность работой. Второй этап: основной прием – сеанс эмоционально-стрессовой терапии. Третий этап – перевоспитание личности благодаря использованию библиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. Активно используется дыхательная гимнастика Стрельниковой. В результате у пациентов развивается творческое отношение к жизни, к своей речи.
Методика Арутюнян: 3 направления: логопедия, пстхотерапия, психология. Особенность – синхронизация речи с движениями ведущий руки. Новый речевой стеретоип закрепляется функциональными тренировками. После основного курса – несколько микрокурсов.
Комплексная реабилитация заик дошкольников и младших школьников.
Власова, Рау: необходимо тщательное комплексное обследование, коррекционные воздействия должны быть не только на речь, но и на весь организм и личность, должен быть «охранительный режим», развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке, спонтанная речь. Особое внимание уделяется развитию познавательных процессов. Психологическая школа Левиной: необходимо коррегировать не только запинки, но и психическую деятельность. Особое внимание – развитию планирующей функции речи. Коррекция речи от ситуативной к контекстной.
Чевелева: пропидевтический этап: режим ограничения речи. Этап сопровождающей речи: допускается собственная речь только в ситуации совершаемых им действий. Этап завершающей речи: дети используют речь, сопровождающую деятельность и описательную речь по отношении к выполненному действию. Этап предваряющей речи: у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу. Заключительный этап: закрепляются полученные навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.
Миронова: Первый этап: использование ситуативной речи, расширение словаря, уточнение значений слов. Второй квартал: обучают построению простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, умению составлять связный рассказ. Вводится контекстная речь. Третий квартал: составление рассказов по наглядной опоре, пересказ и самостоятельный рассказ. Четвертый квартал: развитие умения выстраивать логическую последовательность сюжета.
Крапивина: воздействие комплексное, раннее, включает логопедические, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение мышечному расслаблению. Основные задачи: развитие моторики, интонации, речевого дыхания, развитие словаря и грамматики, развитие диалога. Воздействие дифференцировано, в зависимости от клинической формы.