Логомаг

Марианна Лынская

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Лекции по логопсихологии. Теоретические основыМарианна Лынская

Введение в логопсихологию. Методологические основы логопсихологии.


Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.
Объект логопсихологии – закономерности и механизмы развития и функционирования психики лиц с нарушениями речи.
Задачи логопсихологии:
  •  Изучение особенностей психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;
  •  Изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевыми нарушениями;
  •   Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и обучения;
  •  Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям;
  •  Разработка методов психологической коррекции и профилактика речевых нарушений в детском возрасте.
Возникновение логопсихологии как отдельной отрасли специальной психологии можно отнести к 50-60 гг. 20 века. До этого времени логопсихология являлась частью дефектологии.
Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций.
По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.
Прикладные науки, к которым относится и логопсихология, как правило, пользуются системой объяснительных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин.
К общеметодологическим принципам относят:
1. Принцип отражательности. Все психические явления представляют собой высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.
2. Принцип детерминизма. Психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой.
3. Генетический принцип. Все психические процессы необходимо рассматривать лишь в динамическом плане, т.е. в процессе развития и становления.
4. Принцип единства психики и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.
К принципам изучения лиц с речевыми нарушениями относят:
1. Принцип комплексного изучения ребенка, который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, мотивационно-потребностной сферы.
2. Принцип целостного системного изучения ребенка предполагает обнаружение в процессе обследования не отдельных проявления нарушений психического развития, а установлений связей между ними, определение причин.
3. Принцип динамического изучения ребенка, согласного которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Т.е. обследование строится в форме обучающего эксперимента.
4. Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в ходе психической диагностики. При реализации данного принципа предполагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения -  способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.
Основные методы логопсихологии: наблюдение, эксперимент, тесты и метод опроса.
Наблюдение – метод, применяющийся для изучения естественного поведения. Наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями.
С помощью наблюдения можно оценить:
•    наличие навязчивых или стереотипных действий;
•    проявление тревожности;
•    наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций;
•    степень развития навыков самообслуживания;
•    отношение к поручениям;
•    особенности двигательного развития.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития.
Психолог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Существенными недостатками метода наблюдения являются его длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить задания. При затруднении ему оказывается обучающая помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.
Тесты – стандартизированные, часто ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.
Опросные методы делятся на анкетирование и интервьюирование.
Также среди методов логопсихологии выделяют: беседу, социометрический метод, который используется для изучения межличностных отношений в группе; анализ процессов и продуктов деятельности – изучение продуктов детского творчества (рисование, конструирование, лепка).
Концептуальные основы логопсихологии.
Научно-теоретическими основами логопсихологии являются: учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах, П.К. Анохина о функциональных системах организма, учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.
Первая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом как сенсорные сигналы, представленные в виде ощущений. Вторая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.
Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации: внутрисистемная: осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;
межсистемная: осуществляет путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.
    Особое значение в логопсихологии придается изучению структуры дефекта (понятие Л.С.Выготского), т.е. изучению соотношения первичных и вторичных расстройств. В дальнейшем, дефектологи стали указывать и на наличие третичных расстройств, возникающих на базе вторичных. Первичные нарушения – это мало обратимые изменения в параметрах той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторичные дефекты имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Вторичные нарушения обладают большей степенью обратимости. Третичные нарушения – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией, являются индивидуально вариабельными признаками.
    Соотношение первичных и вторичных симптомов характеризуется вектральностью. Вектральность – это направленность распространения вторичных нарушений. Выделяют два вида вектральности – «снизу вверх» (первично нарушена элементарная функция, а вторично – более сложные, надстраивающиеся над ней) и «сверху вниз».
Для обозначения психологической помощи применяют два термина — психокоррекция и психотерапия.
Под психотерапией (от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) понимается целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического или физического состояния.
Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы, это такие проявления, как нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.
Психопрофилактика – система психологического оздоровления ребенка, создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития его психической сферы с целью предотвращения возможных психических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной (проводится со  здоровым ребенком, например, в период кризисов развития); вторичной (профилактика вторичных нарушений); третичной (социально-трудовая адаптация).

Марианна 04.03.2011, 12:43 Комментарии 5
КОММЕНТАРИИ
Напоминаю студентам заочного отделения, что экзамен они будут сдавать не по вопросам, а предоставляя портфолио для логопсихологического обследования, кто забыл в чем оно заключается, может уточнить здесь...

Здравствуйте. Как посмотреть портфолио для логопсихологического обследования?

Это было задание для студентов - его нет на сайте.

Я, студентка 3-го курса ЗО, МОСПИ.

Тогда уточните запрос, пожалуйста.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: