Логомаг

Марианна Лынская

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Лекции по ППД детей с нарушениями речиМарианна Лынская

Цель, задачи и принципы смотрите в презентации. Презентация содержит фрагменты базы данных "Речевая карта". Конкретный материал для обследования ищите в блоге "Обследование речевой деятельности"



Методы психолого-педагогической диагностики.
1.    Наблюдение – метод, применяющийся для изучения естественного поведения. Наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями.
С помощью наблюдения можно оценить:
a.    наличие навязчивых или стереотипных действий;
b.    проявление тревожности;
c.    наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций;
d.    степень развития навыков самообслуживания, опрятность в одежде,;
e.    отношение к поручениям;
f.    особенности двигательного развития.
g.    преобладание определенного фона настроения.
    Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития.
     Психолог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Существенными недостатками метода наблюдения являются его длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов.
     Беседа предполагает получение логопедом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к логопеду за консультативной помощью. Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы логопед намечает пути дальнейшего обследования ребенка.
    Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить задания. При затруднении ему оказывается обучающая помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.
      Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.
     Условия эксперимента:  эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;  эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;  построение экспериментальных приемов должно предоставить логопеду возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться; экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.
Оценка результатов проводится по трем критериям:
1) ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей носит активный характер и нарушается при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии;
2) способность принять помощь. Оценка производится по количеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым — до 20;
3) способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.
     Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным {анкетирование}, когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.
     Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Каждое утверждение может получить одну из трех оценок: 0 баллов — данный признак поведения отсутствует, 1 балл — признак выражен в средней степени, 2 балла — признак выражен в значительной степени. Обследование завершается подсчетом общего количества баллов. Используя данный опросник, логопед на основе полученной суммы баллов может оценить степень выраженности у ребенка тех или иных поведенческих нарушений и сделать вывод о соответствии его развития норме.
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированны. В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях — надежность и валидность, — относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста — это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.). Валидность теста — это соответствие получаемой информации измеряемому психическому свойству или процессу.
Дозированная помощь во время исследования.
Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание дозированной помощи во время обследования.
Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:
• простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
• одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «хорошо», «дальше»;
• вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
• наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
• подсказка, совет действовать тем или иным способом;
• демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить какое-то действие;
• обучение тому, как надо выполнять задание.
      Общие правила применения дозированной помощи: сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными более легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению; экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; каждый акт помощи, так же как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.
     При оценке действий ребенка важной теоретической основой для нас являлась концепция «зоны ближнего развития» Л.С. Выготского. В умственном развитии ребенка он выделяет два уровня: актуальный (или достигнутый к настоящему моменту) и потенциальный, связанный с зоной ближнего развития. Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближнего развития у конкретного ребенка является более надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения.
При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл дается в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;
2 балла даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Этапы психолого-логопедического обследования.
1.    Ориентировочный (сбор анамнестических данных, выяснение запроса родителей, выявление предварительных данных об индивидуально-топологических особенностях ребенка).
2.    Диагностический (изучение сенсорного, познавательного, моторного и речевого, социального развития; ведение протокола обследования).
3.    Аналитический (интерпретация полученных данных, заполнение речевой карты, составление психолого-логопедической характеристики; выявление структуры дефекта; определение причин и механизмов отклонений в развитии речи).
4.    Прогностический (определение прогноза дальнейшего развития ребенка, направлений коррекционной работы с ним, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута).
5.    Информирование родителей (беседа с родителями о результатах аналитического и прогностического этапов).
Ориентировочный этап.
На этом этапе логопед: изучает медицинскую и педагогическую документации, работы ребенка, беседует с родственниками.
К медицинской документации относятся: мед.карта ребенка или выписки из нее специалистов; заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе (аудиограммы, ЭЭГ, РЭГ и др.). Цель изучения мед.документации – определение этиологии и патогенеза речевой патологии. В процессе знакомства с мед.документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать  беседе со взрослыми. К педагогической документации относятся: характеристики на ребенка педагогов (воспитателей, учителей, социальных педагогов, дефектологов, логопедов), психологов; школьный дневник (хотя он также относится к работам ребенка, поскольку в нем представлены образцы письма ребенка). К работам ребенка, в первую очередь, относят рисунки (или творческие поделки) и школьные тетради (сравниваются классные и домашние тетради, чтобы определить, где почерк лучше, ошибок меньше (т.е. где выше уровень внешнего контроля); контрольные тетради с диктантами позволяют определить сформированность слухового восприятия; тетради с изложениями и сочинениями выявляют дефекты строения текста, лексико-грамматического недоразвития, несформированность слоговой структуры; в рабочих тетрадях по математике можно обнаружить проявления недостаточности пространственных представлений, выявить проблемы ориентации на листе бумаги). Представленные в школьном дневнике ошибке носят максимально выразительные черты. 
Правила беседы с родителями:
•    Тон беседы: доверительно-деловой;
•    Нельзя подвергать сомнению компетенции других специалистов, даже если есть несогласие с их заключениями;
•    В начале беседы лучше рассказать о своих профессиональных достижениях;
•    Необходимо соблюдать медицинскую и педагогическую тайну;
•    Рационально начинать беседу с выявления запроса и жалоб родителей (это позволяет уточнить направление обследования; по окончанию обследования необходимо соотнести результаты с запросом);
•    В начале беседы желательно выяснить уровень образования, профессию, степень занятости родителей;
•    Желательно продемонстрировать родителям действительную заинтересованность результатами исследований других специалистов, возможно, стоит даже процитировать какие-либо заключения.
•    Одна из основных целей беседы с родителями – выяснение типа отношений с ребенком, стиля воспитания (отношения родителей к дефекту ребенка).
Аналитический этап.
Задача этого этапа – интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.
В речевой карте в отличие от протокола фиксируются обобщенные выводы  о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов [Грибова О.Е., 2008]. В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: паспортная часть; анамнестические данные; данные о физическом и психическом здоровье ребенка; раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму; логопедическое заключение. Поскольку доступ к речевой карте имеет достаточное количество людей, не следует указывать в ней данные, которые могут скомпрометировать ребенка или его семью (количество абортов у матери, наличие инфекций, факт усыновления и т.п.), если логопед считает необходимым указать на заболевание, используется код по МКБ-10. При описании речевого статуса примеры детской речи обязательны. При вынесении заключения нельзя забывать об указании степени нарушения. К речевой карте школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. Заключение желательно выносить в соответствии с обеими классификациями речевых нарушений. В случае появления колебаний в постановке заключения все сомнения выносятся в пользу ребенка. При вынесении заключения оцениваются все факторы, которые могли повлиять на результативность и усредненность деятельности ребенка.
Прогностический этап.
Сразу после вынесения заключения логопед определяет необходимость динамического наблюдения за речевым развитием ребенка. Главной целью этого этапа является определение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). ИОМ могут быть реализованы в следующих формах: индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специального образовательного учреждения; групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; групповые занятия по стандартной образовательной программе в сочетании с индивидуальными занятиями; занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательных учреждений) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе;  занятия со специалистом в домашних условиях; занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов; занятия в условиях стационарного лечения, санатория, группы круглосуточного пребывания, школы-интерната и т.п.
Информирование родителей.
Этот этап всегда желательно проводить в отсутствии ребенка. У разных родителей – различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Далеко не все родители способны организовать регулярные занятия или постоянно следить за качеством речи на протяжении долгого времени. Очень часто встречается недооценка или переоценка проблем ребенка. Неадекватность оценок часто зависит от уровня тревожности и уровня притязаний родителей, а также их образовательного и профессионального уровней родителей. Беседу с родителями необходимо строить не доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования. Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные советы по их преодолению. постоянное выделение недостатков ребенка во время беседы вызывает агрессию родителей по отношению к специалисту. Если логопед готов к коллегиальному обсуждению своего мнения и советует обратиться еще к одному специалисту, доверие родителей укрепляется. Желательно оформить для родителей памятку с теми мероприятиями, которые они должны осуществить в ближайшее время. В заключении беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.
Исследовательский или диагностический этап.
Основные цели этапа: какие языковые средства формирования к моменту обследования; какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; характер несформированности языковых средств. Причем необходимо отметить: в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме) и какие факторы влияют на проявления речевого дефекта. Дидактические  материалы: реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков. Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. Степень развернутости и официальности зависит от возраста ребенка. При элективном мутизме идеально организовать обследование в комнате с зеркалами Гизелла. Желательно диагностику проводить в присутствии родителей. Как правило, родителей просят располагаться на некотором расстоянии от ребенка, чтобы он «чувствовал» их присутствие, но постоянно не видел. Общие принципы и подходы к процедуре обследования: принцип индивидуального и дифференцированного подхода; исследование проводится от общего к частному, от простого к сложному. Исследование целесообразно проводить с точки зрения определения языковой способности и строить на основе трех основных принципов логопедии. Каждый показатель анализируется с точки зрения качественного и количественного подходов. Необходимо помнить о том, что сужение или искажение словарного запаса не всегда свидетельствует о речевой патологии.


Марианна 29.03.2011, 17:56 Комментарии 7
КОММЕНТАРИИ
Уважаемые господа студенты, отвечу на все вопросы по горячим следам. Список литературы чуть позже напишу в комментариях. Не забудьте посмотреть блог "Обследование речевой деятельности", там размещены материалы для обследования речи

Иоанна Ицкович 29.03.2011, 20:42 #
Марианна Ильинична, у Вас большой опыт работы с родителями, подскажите, как лучше себя вести в такой ситуации: я говорю, что у ребенка проблемы, надо их исправлять, а родители пытаются меня переспорить, говорят, что я сама больная. Как поступить, чтобы они начали что-то делать для своего ребенка?

Марианна Ильинична, подскажите нам 3 курс заочка. Мы разделились на подгруппы и выбрали тему, дальше каждый делает сам и предлагает вам свой результат по данному вопросу, или мы делаем все вместе и сдаём один результат от группы?

Сдаете один результат от группы.

Иоанна Ицкович 12.04.2011, 18:31 #
Списки участников групп для заданий
Подготовить опросники для родителей и педагогов для выявления речевой среды и типа речевого воспитания ребенка
1. Азизова
2. Бахрамиловская
3. Гавардашвили
4. Герасимова
5. Гончарова
6. Зайцева
7. Курносикова
8. Майорова
9. Миронова
10. Сазонова
11. Славнова
12. Федина
13. Штаркова

Тест для родителей для определения речевых нарушений.
1. Азарова
2. Бурая
3. Берибисова
4. Денисова
5. Исаева
6. Ицкович
7. Лукашова
8. Могушкова
9. Попова
10. Титова
11. Херсонская
12. Хорева
13. Шмелева
Презентация для обследования лексики.
1. Богомолова
2. Горелова
3. Коновалова
4. Муханова
5. Назарова
6. Негода
7. Соломина
8. Токманцева
9. Фузеева
Презентация для обследования грамматики.
1. Варенцова
2. Кадырова
3. Галахова
4. Дроздова
5. Зоренко
6. Крепышева
7. Широнина

Elena Boltenkova 02.10.2012, 13:22 #
Можно узнать список литературы????

Конечно, можно, а какой Вас интересует?

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: