Алалия отличается от детской афазии тем, что это не очаговое поражение мозга, так как речевые зоны в возрасте до 2,5 лет еще не сформированы. У детей старше 2,5 лет определенные участки мозга получают речевую специализацию, поэтому их поражение приводит к детской афазии. Она отличается от взрослой нестойкостью, т.к. пластичность детского мозга обеспечивает достаточно быструю компенсацию дефекта. Доречевой период онтогенеза проходит при алалии без существенных отклонений.
Местом преимущественной локализации речевого слухового гнозиса в мозге является левая височная доля, она нормально функционирует только при сформированности неречевой слуховой базы, для этого необходима сохранность проводящих путей между полушариями мозга. При сенсорной алалии эти связи не формируются. При моторной алалии патологический процесс расположен преимущественно в левом полушарии. Моторный алалик способен воспринимать речевые и неречевые звуки, однако он не способен трансформировать их в артикуляционные движения. Для такой трансформации необходима сохранность проводящих путей между височной, премоторной и постцентральной областями мозга. Возникновение артикуляции контролируется лобными долями, иначе возникает эхолалия. У большинства алаликов очаговых поражений мозга не обнаруживаются, представления об алалии как о поражении областей Брока и Вернике не находят своего подтверждения.
Как и при любом другом речевом нарушении, при алалии выделяют три степени: тяжелую, среднюю и легкую. Эти три степени соответствуют трем уровням речевого развития, выделенных и описанных Р.Е. Левиной.
Ряд исследователей (Фишман М.Н., 2001; Мастюкова Е.М., 1997) описывают особенности данных электроэнцефалографических исследований мозга детей с алалией; указывают на дисфункцию стволовых регуляторных систем у этих детей; несоответствие уровня развития электрической активности коры возрастным нормам, снижение порога судорожной готовности. «Изменения электрической активности, свидетельствующие о дисфункции диэнцефальных отделов ствола, отражают причины несформированности процессов внимания и эмоционально-волевой сферы» [Фишман М.Н., 2001]. Характер повреждения головного мозга может быть одним из диагностических критериев при разграничении алалии и задержке речевого развития. Степень повреждения мозга у ребенка с алалией отражают данные электроэнцефалографического исследования: отмечаются дисритмический тип, плохая выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие, гиперсинхронные колебвания био-потенциалов, снижение реактивности центральной нервной системы.
Несоответствие возрасту уровня развития электрической активности коры отражает в значительной степени функциональную незрелость длительно формирующиеся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей.
Описывается ряд причин, приводящих к возникновению алалии: неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические ролы и др. Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии. На значительную роль асфиксии и гипоксии в возникновении алалии указывают и другие авторы (Визель Т.Г., 2001), кроме того наше исследование также показало, что у большинства детей с алалией отмечается этот неблагоприятный фактор в анамнезе.
Неврологическая симптоматика обнаруживается не у всех детей с алалией, что возможно объясняется компенсаторными возможностями детского организма и высокой пластичностью детского мозга (Ковшиков В.А., 2001, Визель Т.Г., 2006).
Одними из часто сопутствующими алалии неврологическими симптомами являются апраксия и агнозия. «Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств» [Штульман Д.Р., Левин О.С. Справочник практического врача по неврологии. – М.: Советский спорт, 1999. – С. 50.]. При сенсорной алалии отмечается слуховая агнозия. Восприятие речи осуществляется за счет совместной деятельности двух височных зон мозга. Слуховая агнозия подразделяется на субдоминантную и доминантную (Визель Т.Г., 2006). Субдоминантная слуховая агнозия проявляется в неспособности освоить значение природных и предметных шумов. Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. Иногда у таких детей наблюдается повышенная чувствительность к шумам (гиперакузия). При этой форме агнозии могут отмечаться изменения интонационно-мелодической стороны речи, голоса. Нарушается способность узнавания голосов знакомых людей, особенно по телефону. Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Частичное понимание речи при тяжелой доминантной слуховой агнозии возможно за счет опоры на длину фразы, интонацию, ситуацию общения. Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами ведет к трудностям овладения звуковым составом и слоговой структурой слова [Фишман М.Н., 2001].
Р.Е.Левина (1951) выделили группу неговорящих детей с нарушением зрительного восприятия. Нарушения зрительного восприятия называют зрительной агнозией. Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия (Визель Т.Г., 2006, Штульман Д.Р., Левин ОС., 1999; Лурия А.Р., 2008).
«Апраксия – нарушение целенаправленных произвольных движений (действий) в отсутствие элементарных моторных (пирамидных, экстрапирамидных, мозжечковых) расстройств, нарушений чувствительности и при понимании больным поставленной задачи. Апраксия может проявляться неспособностью больного выполнять по команде символические действия, повторять их, распознавать их значение, имитировать действия с воображаемыми предметами» [Штульман Д.Р., Левин О.С. Справочник практического врача по неврологии. – М.: Советский спорт, 1999. – С. 55.]. У детей с моторной алалией часто наблюдается артикуляционная апраксия. Выделяют афферентную и эфферентную артикуляционные апраксии (Лурия А.Р., 2008). При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
При преобладании моторного компонента понимание речи нарушается вторично. Нарушения в понимании речи при моторной алалии не являются первичным, могут быть преодолены в процессе верно организованной коррекционно-педагогической работы. знакомые детям явления действительности понимаются ими правильно, непонимание возникает лишь в случаях отсутствия знаний, в том числе вследствие того, что безречевой ребенок не могут задать уточняющие вопросы о значении слов [Трауготт Н.Н., 1940; Ковшиков В.А., 2001]. Недостатки понимания в этих случаях связаны с недоразвитием активной речи, что приводит к недоразвитию у этих детей чувства языка. Понимание речи при моторной алалии может быть нарушено лишь в легкой степени, в то же время недоразвитие активной речи при сенсорной алалии может быть крайне тяжелым, что говорит о базисной роли слуховой модальности в овладении речевой деятельностью (Визель Т.Г., 2006).
Автор-составитель М.И. Лынская