Вопрос о профилактике нарушений в развитии в последние годы приобретает особую актуальность. На законодательном уровне, в государственной политике выражена тенденция повышенного внимания к лицам с ограниченными возможностями здоровья. С другой стороны, согласно статистике лишь 8,1 процентов учащихся школ имеют первую группу здоровья, т.е. являются здоровыми. Увеличение количества нарушений в развитии в популяции детей, снижение общего уровня здоровья обусловлены различными факторами. Перечислим основные из них:
1. Стремительный прогресс науки и техники, способствующий интенсивному развитию медицины, расширяет возможности спасения человеческой жизни. На законодательном уровне утверждена необходимость выхаживания глубоко недоношенных детей, результатом чего становится резкое увеличение детей со зрительной, двигательной патологией и сложными нарушениями. Однако благодаря современным лечебно-оздоровительным и реабилитационным мероприятиям, многим семьям удается компенсировать возникшие трудности, минимизируя последствия указанных вредоносных факторов.
2. Повсеместная, порой излишняя «медикозависимость» беременности и родов, не смотря на бесспорное снижение материнской и детской смертности, имеет и оборотную сторону: увеличение количества «беспочвенных» операций «кесарево сечение», искусственная стимуляция родовой деятельности, гипервитаминизация беременных искусственными препаратами приводит к патологии беременности и родов, приводящей в итоге, к возникновению осложнений в их ходе, и в итоге – к отклонениям в развитии ребенка. Однако существуют семьи, в которых сознательно подходят к этапам беременности и родам, применяя оздоровительные и профилактические меры, в результате чего возрастает вероятность успешных физиологических родов.
3. Физическая неподготовленность современных женщин к родам, отсутствие физической нагрузки у беременных женщин зачастую приводит к внутриутробной гипоксии и родовым травмам. Эти факторы имеют наибольшую частотность среди причин нарушений высших психических функций, встречающихся у 47 % современных российских школьников. Однако некоторое количество женщин, понимая эту взаимосвязь, принимают необходимые меры по профилактике внутриутробной гипоксии и родовых травм.
4. Чрезмерное использование цивилизационных благ, отказ от природосообразных методов семейного воспитания детей: отказ от грудного вскармливания в пользу искусственного; длительное использование одноразовых подгузников; излишнее увлечение детским питанием «в баночках»; замена общения с родителями пустышками и телевизиром; использование интерактивных игрушек взамен сюжетных и традиционных и пр. Все эти факторы социального характера усугубляют биологические, приводя к катастрофически острой проблеме необходимости специальной (абилитационной или реабилитационной) помощи детям.
Однако в последнее время все больше родителей в свои ряды принимает движение Сознательного (естественного) родительства. Многие рациональные принципы и методы системы Естественного воспитания детей позволяют сгладить возможные биологические факторы, способствуют абилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии средствами семейного воспитания.
Для информационной поддержки СОЗНАТЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ создан Портал «БиоИнстинкт». Материалы информационных блогов, видео, аудио контент будет также полезен специалистам разных профилей, интересующихся вопросами сохранения и укрепления здоровья детей.