В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт
создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Дети могут задумывать и реализовать
исследовательские, творческие проекты.
Важнейшим
образовательным ориентиром, в
соответсвии с ФГОС, является развитие детской самостоятельности
(инициативности, самостоятельности и активности). Для этого
педагогам рекомендуется:
-проявлять
уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с
ним,
-создавать условия для принятия ребенком ответсвенности и
проявления эмпатии к детям и взрослым;
-обсуждать с детьми важные жизненные вопросы,
стимулировать проявление позиции ребенка;
-обсуждать с родителями целевые ориентиры, на достижение
которых направлена деятельность педагогов ДОУ и включать членов семьи в
совместное взаимодейтсиве по достижению этих целей.
Содржание проектной деятельности планируется в соответсвии
с возрастом ребенка.
Старшая группа
Проектная
деятельность входит в
область «Познавательное развитие» и предполагает
в старшем возрасте:
-создание условий для реализации детьми проектов трех
типов :
*исследовательских
*творческих (индивидуального характера)
-организация презентации проектов;
-формирование у детей представления об авторстве проекта;
В подготовительной к школе группе:
--создание условий для реализации детьми проектов трех
типов :
*исследовательских
*творческих
-формировать умение уделять внимание анализу
эффективности источников информации;
-поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников;
-содействовать творческой деятельности индивидуального и группового характера;
-в работе над нормативными проектами поощрять обсуждение ситуаций и отрицательных
последствий;
-помогать детям в символическом отображении ситауции,
проживании её основных смыслов и выражении их в образной форме.
Работа над проектов, включающая составление обоснованного
плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода,
проходит несколько этапов:
-постановка цели;
-поиск форм реализации проекта;
-разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
-организация развивающей познавательной предметной среды;
-определение направлений поисковой и практической
деятельности;
-организация совместной с педагогами, родителями и детьми
творческой поисковой и практической деятельности;
-работа над частями проекта и его коррекция;
-коллективная реализация проекта и его демонстрация.
Имеено проектный метод создает условия для проявления у детей таких
качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство, стремление узнавать
новое и проявлять свою индивидуальность, то есть обеспечивает успешную
социализацию ребенка и становление его личности.
Интересы
детей выступают как материал для достижения целей образовательной работы –
развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для
дошкольного возраста культурными средствами. Благодаря использованию метода
проектирования в совместной
деятельности, дети приучаются к умению разумно и творчески относиться к
действительности, быть инициативным и самостоятельно принимать решения.
С 2014
года я продолжила внедрение проектной деятельности в условиях логопункта
дошкольного образовательного учреждения №33. Деятельность учителя-логопеда на логопункте
отличается от работы в группах компенсирующего вида.
Основными формами организации работы
с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются
индивидуальные занятия, продолжительностью 15-20 мин. и подгрупповые –
продолжительностью 20-35 мин. (в соответствии с сеткой занятий специалиста).
Групповая работа не предполагается.
Основными задачами логопедической
службы являются:
- выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом
развитии;
- осуществление необходимой коррекции
нарушений звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
- формирование и развитие
фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- воспитание стремления детей к
преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
- реализация возможности интегрировать
воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в
развитии речи;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями
по формированию речевого развития детей.
Изучив и проанализировав большое количество источников
информации, был сделан вывод, что использованию
проектной деятельности в условиях логопункта уделяется небольшое
внимание. Учителя-логопеды используют на логопункте, в основном, тематические
проекты, мотивируя это отсутсвием групповых занятий лексического содержания.
Результатом первого
информационно-аналитического этапа явилось создание картотеки по теме
самообразования.
Рассмотрев общие основания использования проектирования в дошкольной
практике, намечен проект «Такие нужные звуковички», основной
целью которого стало формирование
навыков самоконтроля поставленных звуков речи у детей.
С целью поддержания детской инициативы
детям было предложено самостоятельно
придумать имя звуковичка и его образ. Имя звуковичка должно было
содержать автоматизируемый звук. Оказалось,
что большинство детей ассоциируют образ звуковичка с гномиками из сказочной
звуковой страны, но детьми были предложены и другие образы: девочка Рая, тигренок Игрунок, машинка
Груня, пингвиненок Шкипер и другие.
Важнейшим
условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с
семьей.
Проектная
деятельность создает условия для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах коррекции
недоразвития речи у детей, а так же обеспечивает право родителей на уважение и
понимание, на участие в жизни детского сада.
Анкетирование родителей
было направлено на изучение отношения родителей к организации коррекционной
работы на логопункте ДОУ, выявление трудностей
в закрепление логопедического материала, а так же на поиск путей
создания более эффективного процесса коррекции речи.
Родители были
проинформированы о системе работы над звукопроизношением (информация в уголке логопеда, практикум по работе над
звукопроизношением, оформление стенда «Любимые звуки», индивидуальные беседы),
были созданы условия для решения поставленных задач, поощрение родителей и
детей за участие в проектной деятельности и внимательное отношение к
индивидуальному самовыражению детей (награждение
дипломами за участие в проектной деятельности).
Особенно
интересной явилась такая форма презентация детьми своих проектов, как
самостоятельное проведение занятий со своими Звуковичками в подгруппе детей,
объединенных по сходности нарушения звукопроизношения. Дети копировали
учителя-логопеда, стараясь четко и эмоционально вести путешествие, строго следили за произношением
автоматизируемых звуков. На дальнейших занятиях дети уже самостоятельно
выбирали, с кем они сегодня будут играть. Интересными были и высказывания детей
о важности проектной деятельности.
Таким
образом, проект «Такие нужные
звуковички» способствовал не только автоматизации поставленных звуков, но и совершенствованию всех сторон речи ребенка, становлению детской
инициативы и самостоятельности, развитию партнерских отношений и умения работать «в команде», овладеть способами
коллективной мыслительной деятельности, объединить усилия педагогов, родителей
и детей с целью реализации проекта.
Список литературы
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.
2.«Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»/ письмо от 14 декабря 2000г. №2
3.О.И Давыдова. Проекты в работе с семьей.-Сфера, М.-2012