Уважаемые коллеги!Раньше, на логопункте в школе,наряду с другой нормативной документацией,мы опирались на Инструктивно-методическое письмо А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой об организации работы учителя-логопеда,а сейчас нам это письмо из нормативных документов убрали(якобы нет рекомендации Мин.образования РФ).Что делать?Правомерно ли такое утверждение?Что думаете по этому поводу, как в других учреждениях?
Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения и в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного Закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь при организации логопедической работы с обучающимися, воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Начальник Управления специального образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ20 июня 2002
N 29/2194-6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА
Развитие речи обучающихся специального (коррекционного)
учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для
большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и
замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий
возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в
формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее
воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под
влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся:
увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение
пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит
овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки
звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех
умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся
коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи:
неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия,
ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие
познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют
процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям
письменной речи.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует
организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане
специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем
- логопедом, имеющим соответствующее образование.
Обследование речи обучающихся
и отбор их для логопедических занятий
В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые
обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).
Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у
логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с
целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность
речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки
чтения и письма.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут
иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой
деятельности.
Например, нарушения произношения могут затрагивать только
произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи.
Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются
ненарушенными.
В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с
нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой
нарушения чтения и письма.
И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего
недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико -
грамматическую стороны.
Логопед должен путем тщательного специального обследования,
прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер
нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности
обучающегося.
Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в
классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на
несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение
или повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы.
Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных
учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты
которых должны отвечать условиям логопедической проверки и
соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате
первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета
(Приложение 1).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном
обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального
обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.
Для обследования произношения могут применяться фонетические
альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а
проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале,
середине, конце слова).
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение
обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в
слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове,
произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту,
заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в
предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем
параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий.
Соответственно заполняется и речевая карта.
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро
нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами
и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у
ранее принятых обучающихся.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер
речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения
обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия
подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают
их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся,
недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией,
афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на
логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План
составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все
данные обследования.
Организационный период, предшествующий началу систематических
логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся,
комплектование групп и оформление первичной логопедической
документации, рассчитан на две - три недели учебного года.
Организация и проведение логопедических занятий
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с
учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от
классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты
после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и
учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом
возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей
речевого дефекта обучающихся.
Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия
каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю.
На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого
обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило,
20 - 45 минут.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися,
нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин,
вызвавших нарушение произношения.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого
нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса
или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов).
В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых
классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно -
дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 2
- 4 обучающихся.
При необходимости логопед может производить перераспределение
обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации
поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно
объединить обучающихся в группы, что значительно повышает
эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть
обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом
кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное
помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом
(Приложение 3).
Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на
занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися
логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и
руководителя учреждения.
Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого
может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный
по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед
составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).
Контакт логопеда с учителями, воспитателями,
педагогом - психологом
Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и
воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в
быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых
обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах
логопедической работы, начиная с первичного обследования, о
результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность
учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.
В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по
рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося
(индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых
случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся
обучающихся и т.п.).
Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих
логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из
которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от
обучающихся в произношении.
При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед
инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых
навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное
время.
Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения
и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих
нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою
очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать
на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой
работы с обучающимися данного класса.
Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях,
в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей
работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных
навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед
использует дидактический материал в соответствии с темой программы,
которая изучается в классе.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям
консультациями, соответствующей методической литературой в организации
фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия,
формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно
уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков.
Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными
принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна
помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального
образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во
время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися,
так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или
иными недостатками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые
речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда
с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные
беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических
объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при
поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах
работы.
Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы
с обучающимися.
Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во
все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так
называемые "логопедические минутки", составляемые логопедом в
зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть
широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель
(выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления
словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие
требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом -
психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут
оказывать существенную помощь в формировании психологической базы
речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник,
на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия,
демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие
все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом,
независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях
для них подбирается соответствующий материал.
Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических
советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Контакт логопеда с врачом
Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед
должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения
этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью
нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода
к ним, соответствующего тому или иному нарушению.
Связь логопеда с родителями
Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного
контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях,
вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой
предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в
домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых
логопедом.
Документация логопеда
В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в
план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам,
которые указаны в отчете за год).
На основании материалов обследования обучающихся логопед
составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы
для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав
обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи,
основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно -
наглядные пособия.
Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных
занятий.
Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи,
журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на
логопедические занятия, речевую карту.
В конце учебного года логопед составляет отчет о работе,
проделанной за год.
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося)
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя или родителей.
5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических
наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в
окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.
7. Данные о ходе развития речи.
8. Состояние слуха, зрения.
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной
речи):
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь
в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по
назначению, какие имеются замены слов; какие части речи
преимущественно употребляются);
б) грамматический строй (указать возможности формообразования,
построения предложений, типы употребляемых предложений);
в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков
(отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков
на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;
г) темп и плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у
обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении
логопедической работы):
а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические
занятия;
б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
13. Чтение: а) успеваемость по чтению в начале логопедических
занятий; б) характеристика овладения техникой чтения; в) ошибки при
чтении; г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного года к речевой карте прилагается описание
результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
СХЕМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЗА ГОД <*>
<*> Данная схема является примерной.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Наименование учреждения.
3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по
учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на
логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий
(указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они
выражаются).
8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при
методическом кабинете и др.).
учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для
большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и
замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий
возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в
формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее
воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под
влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся:
увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение
пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит
овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки
звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех
умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся
коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи:
неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия,
ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие
познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют
процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям
письменной речи.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует
организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане
специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем
- логопедом, имеющим соответствующее образование.
Обследование речи обучающихся
и отбор их для логопедических занятий
В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые
обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).
Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у
логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с
целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность
речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки
чтения и письма.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут
иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой
деятельности.
Например, нарушения произношения могут затрагивать только
произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи.
Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются
ненарушенными.
В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с
нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой
нарушения чтения и письма.
И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего
недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико -
грамматическую стороны.
Логопед должен путем тщательного специального обследования,
прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер
нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности
обучающегося.
Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в
классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на
несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение
или повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы.
Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных
учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты
которых должны отвечать условиям логопедической проверки и
соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате
первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета
(Приложение 1).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном
обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального
обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.
Для обследования произношения могут применяться фонетические
альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а
проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале,
середине, конце слова).
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение
обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в
слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове,
произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту,
заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в
предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем
параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий.
Соответственно заполняется и речевая карта.
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро
нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами
и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у
ранее принятых обучающихся.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер
речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения
обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия
подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают
их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся,
недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией,
афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на
логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План
составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все
данные обследования.
Организационный период, предшествующий началу систематических
логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся,
комплектование групп и оформление первичной логопедической
документации, рассчитан на две - три недели учебного года.
Организация и проведение логопедических занятий
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с
учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от
классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты
после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и
учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом
возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей
речевого дефекта обучающихся.
Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия
каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю.
На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого
обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило,
20 - 45 минут.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися,
нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин,
вызвавших нарушение произношения.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого
нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса
или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов).
В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых
классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно -
дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 2
- 4 обучающихся.
При необходимости логопед может производить перераспределение
обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации
поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно
объединить обучающихся в группы, что значительно повышает
эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть
обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом
кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное
помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом
(Приложение 3).
Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на
занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися
логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и
руководителя учреждения.
Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого
может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный
по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед
составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).
Контакт логопеда с учителями, воспитателями,
педагогом - психологом
Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и
воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в
быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых
обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах
логопедической работы, начиная с первичного обследования, о
результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность
учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.
В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по
рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося
(индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых
случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся
обучающихся и т.п.).
Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих
логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из
которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от
обучающихся в произношении.
При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед
инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых
навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное
время.
Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения
и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих
нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою
очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать
на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой
работы с обучающимися данного класса.
Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях,
в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей
работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных
навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед
использует дидактический материал в соответствии с темой программы,
которая изучается в классе.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям
консультациями, соответствующей методической литературой в организации
фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия,
формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно
уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков.
Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными
принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна
помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального
образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во
время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися,
так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или
иными недостатками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые
речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда
с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные
беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических
объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при
поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах
работы.
Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы
с обучающимися.
Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во
все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так
называемые "логопедические минутки", составляемые логопедом в
зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть
широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель
(выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления
словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие
требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом -
психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут
оказывать существенную помощь в формировании психологической базы
речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник,
на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия,
демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие
все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом,
независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях
для них подбирается соответствующий материал.
Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических
советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Контакт логопеда с врачом
Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед
должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения
этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью
нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода
к ним, соответствующего тому или иному нарушению.
Связь логопеда с родителями
Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного
контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях,
вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой
предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в
домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых
логопедом.
Документация логопеда
В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в
план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам,
которые указаны в отчете за год).
На основании материалов обследования обучающихся логопед
составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы
для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав
обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи,
основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно -
наглядные пособия.
Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных
занятий.
Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи,
журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на
логопедические занятия, речевую карту.
В конце учебного года логопед составляет отчет о работе,
проделанной за год.
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося)
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя или родителей.
5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических
наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в
окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.
7. Данные о ходе развития речи.
8. Состояние слуха, зрения.
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной
речи):
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь
в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по
назначению, какие имеются замены слов; какие части речи
преимущественно употребляются);
б) грамматический строй (указать возможности формообразования,
построения предложений, типы употребляемых предложений);
в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков
(отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков
на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;
г) темп и плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у
обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении
логопедической работы):
а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические
занятия;
б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
13. Чтение: а) успеваемость по чтению в начале логопедических
занятий; б) характеристика овладения техникой чтения; в) ошибки при
чтении; г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного года к речевой карте прилагается описание
результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
Приложение 4
СХЕМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЗА ГОД <*>
<*> Данная схема является примерной.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Наименование учреждения.
3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по
учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на
логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий
(указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они
выражаются).
8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при
методическом кабинете и др.).