Эссе Цветковой Маргариты, подготовившей материал:
Предлагаю улучшить имеющийся Приказ Департамента образования города Москвы от 15.12.2006 № 817 «Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи».
В котором внедрить систему абилитации и реабилитации детей с рождения до 7-10 лет. Возраст будет зависеть от конкретного заболевания ребенка и надобности в помощи. Включить семьи и педагогов-дефектологов, наряду с мед. персоналом, в систему реабилитации ребенка с момента его рождения. При патологических родах, либо при угрозе, выявленной в момент обследования беременных, за семьей «закрепляются» дефектолог, психолог и врач-реабилитолог. Родителям предложить получить специальность дефектолога на бюджетной основе. Патронаж семьи специалистами - до 8-10 летнего возраста ребенка.
Для реализации проекта, необходимо обучить дефектологов по программам, разработанными ФЦ ранней помощи и ИКП РАО.
Я предлагаю:
1. создать межведомственную службу ранней помощи семье и детям с особенностями развития;
2. "включить" семью и педагогов-дефектологов, наряду с мед. персоналом, в систему реабилитации "особого" ребенка - с момента его рождения;
3. привлечь ведущие центры страны к подготовке специалистов этого профиля в соответствии с современными знаниями;
4. создать в регионах службы ранней помощи семье и детям для координации работ по реабилитации детей, проживающих в семье;
5. увеличить штата сотрудников и ставки для работы со сложными детьми младшего возраста;
6. сделать службу ранней помощи структурным подразделением не только образовательного учреждения, но и медицинского. Чтобы наблюдать и помогать детям и родителям ещё в роддоме, выявить на раннем сроке нарушения или предрасположенность;
7. служба ранней помощи должна выезжать на дом к ребенку, который в силу своих заболеваний не может часто посещать занятия, минимум 2 раза в неделю;
8. увеличить и улучшить работу с родителями, ввести психолого-педагогические тренинги, групповые и индивидуальные занятия. Обучение родителей массажу, упражнениям ЛФК, правильно купать ребенка в ванной/бассейне с необходимыми упражнениями и т.п.
9. включить в работу инклюзивные занятия, на базе детского сада, ясельных групп и т.д.
Таким образом, содержание и формы психолого-педагогической помощи родителям детей с проблемами развития могут быть разными, но цели едины – оказать психотерапевтическое влияние на семью, гуманизировать процесс воспитания детей, обеспечить коррекцию и компенсацию их развития. В результате, родители детей с проблемами развития начинают больше доверять своим силам и активнее решать насущные проблемы своих детей и семьи в целом. Общество, прежде всего в лице специалистов, призвано оказывать помощь родителям, чтобы они не оставались один на один со своей бедой, а проблемы развития ребенка не становилась только личным делом семьи.
Предлагаю улучшить имеющийся Приказ Департамента образования города Москвы от 15.12.2006 № 817 «Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи».
В котором внедрить систему абилитации и реабилитации детей с рождения до 7-10 лет. Возраст будет зависеть от конкретного заболевания ребенка и надобности в помощи. Включить семьи и педагогов-дефектологов, наряду с мед. персоналом, в систему реабилитации ребенка с момента его рождения. При патологических родах, либо при угрозе, выявленной в момент обследования беременных, за семьей «закрепляются» дефектолог, психолог и врач-реабилитолог. Родителям предложить получить специальность дефектолога на бюджетной основе. Патронаж семьи специалистами - до 8-10 летнего возраста ребенка.
Для реализации проекта, необходимо обучить дефектологов по программам, разработанными ФЦ ранней помощи и ИКП РАО.
Я предлагаю:
1. создать межведомственную службу ранней помощи семье и детям с особенностями развития;
2. "включить" семью и педагогов-дефектологов, наряду с мед. персоналом, в систему реабилитации "особого" ребенка - с момента его рождения;
3. привлечь ведущие центры страны к подготовке специалистов этого профиля в соответствии с современными знаниями;
4. создать в регионах службы ранней помощи семье и детям для координации работ по реабилитации детей, проживающих в семье;
5. увеличить штата сотрудников и ставки для работы со сложными детьми младшего возраста;
6. сделать службу ранней помощи структурным подразделением не только образовательного учреждения, но и медицинского. Чтобы наблюдать и помогать детям и родителям ещё в роддоме, выявить на раннем сроке нарушения или предрасположенность;
7. служба ранней помощи должна выезжать на дом к ребенку, который в силу своих заболеваний не может часто посещать занятия, минимум 2 раза в неделю;
8. увеличить и улучшить работу с родителями, ввести психолого-педагогические тренинги, групповые и индивидуальные занятия. Обучение родителей массажу, упражнениям ЛФК, правильно купать ребенка в ванной/бассейне с необходимыми упражнениями и т.п.
9. включить в работу инклюзивные занятия, на базе детского сада, ясельных групп и т.д.
Таким образом, содержание и формы психолого-педагогической помощи родителям детей с проблемами развития могут быть разными, но цели едины – оказать психотерапевтическое влияние на семью, гуманизировать процесс воспитания детей, обеспечить коррекцию и компенсацию их развития. В результате, родители детей с проблемами развития начинают больше доверять своим силам и активнее решать насущные проблемы своих детей и семьи в целом. Общество, прежде всего в лице специалистов, призвано оказывать помощь родителям, чтобы они не оставались один на один со своей бедой, а проблемы развития ребенка не становилась только личным делом семьи.