Британские авторы M.F. Berry и J. Eisenson (1956) описывают определенные поведенческие паттерны родителей, которые неблагоприятно влияют на развитие детской речи. Они указывают, что родители маленьких детей должны быть осторожными в проявлениях внешней мотивации к речи; их ожидания и требования не должны нревосходить детские возможности. Развитие речи - это процесс, в котором есть свои "старты" и "остановки".
Если тревожные родители, не учитывая эти естественные феномены, жестко побуждают к речевой коммуникации, отказываются в силу своих завышенных ожиданий признавать на определенном этапе развития речи детей их звукоподражания и пантомиму, ребенок утрачивает мотивацию к речи. (Lack of Motivation). Он может занять позицию, противоположную говорению (протестная реакция отказа от речи).
И, наоборот, удовлетворение потребностей детей прежде, чем желания ребенка будут выражены, также способствует, по мнению этих авторов, потере мотивации к речи. Ибо употребление речи как таковой обесценивается, ребенок постоянно чувствует, что ему лучше промолчать,чем заговорить. Он не переходит на более зрелые и социально общепринятые способы выражения его внутренних потребностей.
Некоторые дети (согласно сообщениям их родителей) начинали говорить и затем "резко останавливались". Они предпочитали молчание критике их речевой некомпетентности со стороны взрослых "знатоков", которым стандарты речи были важнее, чем сам нроцесс обш;ения с ребенком. В других случаях дети нереставали говорить, когда им не уделяли того внимания, которое они нолучали перед появлением их нервых слов.
Эти мысли встречаются в трудах американских исследователей детской речи R. Culatto и В. Culatto (1985). Они пишут: "Дети, чьи потребности и желания не принимаются, получают очень слабое подкрепление к использованию языка и слушанию лучших образцов речи....Фундаментальный принцип обучения речи - давать ребенку слова и предложения, которые отвечают собственным потребностям и интересам ребенка. ...Важно также, чтобы попытки самого ребенка обш,аться признавались и подкреплялись".
В работе M.F. Berry и J. Eisenson отмечается, хотя это кажется невероятным, но некоторые родители не считают, что "говоряш,ая среда" необходима для малыша, который учится говорить. Они крайне редко говорят с ребенком или друг с другом. В исследованиях домашней среды большой группы детей с задержками в развитии речи Schiefelbusch выявила, что в семьях этих детей отмечалась "слабая стимуляция к разговору или ее отсутствие", т.е. они воспитывались практически в молчании или в среде бедной обучаюш;ими моментами (по M.F. Berry, J. Eisenson).
M.F. Berry и J. Eisenson среди прочих факторов, влияющих на развитие речи, выделили фактор наличия или "провала идентификации" (Failure of Identification), что, на наш взгляд, представляется чрезвычайно интересным. Поэтому приведем отрывок из этой работы, его описывающий. "Чтобы ребенок захотел говорить он должен идентифицировать себя с говорящим субъектом, который любит (принимает)
его. В роли говорящего субъекта чаще всего выступает родитель. Если же родитель занят или не в состоянии заботиться о ребенке, малыш будет идентифицировать себя с кормилицей, няней, которые удовлетворяют его потребности".
M.F. Berry и J. Eisenson описывают также родительские установки и характерологические черты, неблагоприятно влияющие на развитие речи детей. Взаимоотношения в доме малыша и манера, в которой они выражаются, могут быть непосредственно ответственными за задержку в развитии его речи. Если речь взрослых используется для выражения гнева, если старшие члены семьи постоянно сердиты или тон их голоса как бы сигнализирует, что они сердятся или раздражены друг другом; речь для ребенка может ассоциироваться с этими неприязненными отношениями. Для маленького ребенка уклонение от речи может стать способом для избегания неприятности. Его установка формулируется примерно так: "Эти люди говорят и постоянно несчастливы. Если я не буду говорить, по крайней мере, не буду с взрослыми делать это, может быть, я буду избавлен от беды".Некоторые матери в своем интервью авторам сообщали, что их дети переставали говорить, когда родители открыто ссорились.
Существуют и другие источники семейной напряженности, в частности усугубляющие его речевые нроблемы. В исследованиях, проведенных коллективом речевой клиники Queens College, было установлено, что родители детей с задержками речевого развития имеют склонность быть нереалистичными, ригидными, гинеронекаюш;ими. Матери склонны вести себя, таким образом, в гораздо большей степени, чем отцы.
Сходные изыскания были проведены Pekarsky, который онисал матерей детей с задержкой речевого развития как "склонных к гиперопеке, ригидных индивидуумов", ограничиваюш;их детей своими требованиями". Домашняя среда была охарактеризована как "приводящая в замешательство, напряженная, дезорганизующая в выполнении поставленных задач.
Хотя эти черты и установки имели место и у матерей нормально говорящих детей, но они были выражены в большинстве случаев в значительно меньшей степени (по M.F. Berry, J. Eisenson, 1956).
Таким образом, установки жесткости, перфекционизма и нереалистичные уровни притязаний родителей приводят к эмоциональному напряжению и недостаточной приспособленности детей так же, как открытая борьба и суматоха в доме.
Авторы пишут о том, что неприятие является другой установкой, которую родители иногда проявляют в отношении детей с задержками в развитии. Маловероятно, что многие родители сознательно делают это. Но дети не знают того, что переживают родители, которые усиленно критикуют их, требуют от них уровня совершенства в выполнении чего-либо, для чего
дети не имеют своих потребностей и способностей. Дети же, вероятно, воспринимают такие установки родителей как неприятие их. Они (дети) не в состоянии понять, что этот рационализм взрослых, что эти их усилия и перфекционизм не есть отвержение. Если же родительское неприятие сознательно, ребенок быстро осознает это. Если его речевые усилия игнорируются или критикуются, ребенок вероятнее перестанет говорить, чем продолжит говорить в несовершенной манере.