Логомаг

Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Предпосылки речевого развития в норме и патологии. Признаки задержки речевого развития Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)


Усвоению активной речи предшествует ее понимание. В 7-8 месяцев ребенок находит глазами нужный предмет, рассматривает его. К 10-12 месяцам дети начинают понимать действия: ладушки, до свидания. Причем вначале дети осваивают понимание слов типа, дай, на, положи, сними, то есть глаголы в повелительном наклонении. Понимание названий предметов формируется значительно позже. Важную роль в развитии понимания речи играет интонация. Особенно облегчают понимание так называемые волевые интонации, а также мимика и пантомимика. 

Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») — короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес. Среди первых слов все-таки больше лексем, употребляемых в речи как существительные. Фонетически первые слова, выражающие действия, могут быть оформлены как полноценные глаголы, а могут иметь специфическое «детское» оформление. Относятся эти глаголы к самым разным тематическим группам. Как правило, первые лепетные субституты глаголов относятся к режимной, эмоциональной, двигательной лексике. Именно усвоение глагольной лексики является «пусковым» механизмом для развития фразовой речи. Одновременно со скачком в росте словаря ребенок начинает осознавать первые морфологические категории (тпрунька). 

Первые слова ребенка, в отличие от «гуления», не выражают его состояния, а обращены к предмету и обозначают предмет. Однако эти слова сначала носят симпрактический характер, они тесно вплетены в практику.

Часто задержка речи у ребенка связана именно с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все его потребности, угадывая желания по первому взгляду и звуку (три этапа получения предмета с помощью речи). 

Есть ряд оснований предполагать, что предметная отнесенность слова формируется лишь постепенно, что сначала в предметную отнесенность слова вплетаются какие-то внеречевые симпрактические факторы, иначе говоря, ребенок понимает слова в зависимости от целого ряда побочных, ситуационных (симпрактических) факторов, которые позже перестают играть свою роль.

Так что ближайшее значение слова может зависеть от того, в каком положении ребенок находится, кто говорит данное слово и каким голосом, сопровождается слово жестом и интонацией или нет.

Только примерно ко второй половине или к концу второго года жизни слово уже полностью эмансипируется от всех привходящих условий и получает свою стойкую предметную отнесенность. Теперь ребенок избирательно реагирует на названный предмет независимо от того, сопровождается слово указательным жестом, действием или нет.

Дальнейшее развитие слова заключается в том, что даже после того, как оно приобрело четкую предметную отнесенность, и эта предметная отнесенность стала уже устойчивой, развитие слова касается уже не предметной отнесенности, а обобщающей и анализирующей функции слова, иначе говоря, его значения. Как показал Л. С. Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается.

Развитие грамматики. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. 

Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм.

Фразовая речь. По данным Н. П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребенок накопил 40 – 60 слов.

В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. К двум годам наблюдаются трехи четырехсловные предложения – начало овладения простым распространенным предложением. Около 1 г. 9 мес. появляются предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.

Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 г. 9 мес., с двух-трех лет – наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях (причинных, временных и др.) между отдельными представлениями.

В целом, к необходимым факторам развития детской речи можно отнести:

Сенсорные впечатления

Предметно-практическая деятельность, сопровождаемая речевым комментарием

Интонация и мимика взрослого

Эмоциональная насыщенность речи

Возникновение и поддержка потребности в общении

Дозированность и цикличность речевого материала

Сочетание невербальных (тактильных) и вербально-рифмованных контактов (массаж с потешками)

Ритмизация деятельности

Поступление необходимого количества питательных элементов для нервной системы (питание, прогулки, сон)

Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии. 

По данным И.О. Ефимова (руководителя мед.центра «Прогноз») количество детей с ЗРР составляет примерно 7,6 % в детской популяции.

Обтекаемость этого диагноза притупляет бдительность взрослых. 

ЗРР не является самостоятельным нарушением, являясь следствием или признаком недостаточности нервной системы. 

Выделят задержку речи на этапах раннего и среднего онтогенеза речевой деятельности. 

Можно говорить о логопедическом понимании термина и ограничении возрастных границ тремя годами. А можно рассматривать задержку речевого развития с точки зрения психолингвистики, и тогда можно говорить о задержке развития отдельных структурных компонентов речевой деятельности, психолингвистических категорий в более позднем возрасте. Например, пониженная активность словотворчества в 4 года. 

Признаки ЗРР на разных стадиях онтогенеза:

Малая активность гуления, лепета. 

Резкое преобладание однотипных вокализаций (например, заднеязычных в лепете).

Трудности грудного вскармливания (ранний отказ от груди без видимых причин). 

Трудности с пережевыванием и глотанием твердой пищи после года. 

Неактивные попытки (их отсутствие) к эхолалии в возрасте около полутора лет. 

Отсутствие попыток соединения слов во фразы в возрасте около 2 лет. 

Недостаточность понимания речи: в 2 года ребенок не может принести предмет из другой комнаты, выполнить простую инструкцию, показать большинство животных,  предметов одежды и др.бытовых понятий на картинках. 

Замедление или убыстрение темпа речи, проглатывание окончаний слов.

Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Выраженный импрессивный аграмматизм к 2 годам. 

Выраженный экспрессивный аграмматизм к 3 годам. 

Неспособность к произнесению определенных групп звуков. 



Марианна Лынская 10.02.2013, 13:47 Комментарии 2
КОММЕНТАРИИ
Елена Рощупкина 17.12.2013, 21:47 #
Скажите,пожалуйста до какого возраста можно ребёнку ставить ЗРР?

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: