Праксис
Праксис – система произвольных действий, его нарушения
– апраксия. А.Р. Лурия разделил праксис на два вида – кинетический
(эфферентный) и кинестетический (афферентный). Способность совершать смысловые
предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического
праксиса. К нему относятся все смысловые жесты (как едят, как рубят дрова).
Особое место занимает кистевой и пальцевый праксис. Он свидетельствует о
значительной степени дифференцированности кистевых действий. Маленький ребенок
проявляет интерес к игре с пальчиками, начиная с 5-6 месяцев. В это же время у
него появляется осмысленный указательный жест, делающий ребенка принципиально
отличающимся от всех животных, даже от примата. Еще более сложным является
оральный праксис. Он формируется на основе менее предметных, более абстрактных
действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть,
поцокать, пощелкать языком и т.д.