Вопрос от мамы ребенка с алалией
Перенесено сообщение Надежды Гасиевой:
Вопрос.
Не консультационной темы спрошу тут.
Имеем тяжелейшую СМА+АЧ+++ 4,3г
Образовался некоторый набор существительных.
Выучили несколько глаголов по книжке Новиковой "От слова к фразе"
Ребенок начал понимать и отличать Мишка сидит-Зайка сидит.
Какой должен быть следующий этап работы?
Да, все что я написала относится к пассиву, произвольного актива пока нет, только отраженная речь по слогам.
а как обстоят дела с невербальной основой речи: выкладывание последовательности, кинестетическое восприятие, слуховое восприятие?
пока не появится фраза основное внимание должно уделяться пониманию инструкций в повелительной форме: например, игры с песком и простые инструкции: "сыпь", "закрой", "возьми", "открой"; выполнению бытовых поручений, например, в играх по системе М.Монтессори.
Спасибо за ответ!
Невербальный интеллект первоначально был близок к нулю. Но постепенно прогрессируем. На данном этапе соотносим по форме (+знаем неск. форм), соотносим по цвету (знаем основные цвета), кубики из 6 элементов, пазлы 9-12 с неб.помощью. Неплохо играет на компе, вот недавно стал играть в мемори!
Но, конструктор по образцу не собирает, последовательности вызывают очень большие затруднения.
Стал показывать жестами что хочет. Может повторить 1 действие, 2 подряд НЕТ.
Не речевые звуки отличает. Вот кстати очень рекомендую игру http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2282427
Речевые.. Трудно сказать, скорее да, кроме похожих по звучанию.
Дело осложняется бузумным дефицитом внимания. Т.е. ребенок не может (не хочет) ни на чем сконцентрироваться. И это отбрасывает нас очень далеко назад. Ведь стоит ему собраться, даже начинает читать буквы! Но если рассосредточен, то "забывает" даже простые команды, т.е. предпочитает не слушать-выполнять, а додумывать, угадывать.
Поэтому хотелось бы знать, в какой последовательности нужно заниматься, очень устала терять время.
Буду признательна за любые советы.
Ну, смотрите, проблема со вниманием обусловлена по большей частью недоразвитием регулирующей функции речи, т.е. некий порочный круг. Кстати, советую играть не просто в мемори, а в тактильные, типа: http://shop.logomag.ru/index.php?productID=697 , сопровождая подобную игру междометиями и звукоподражаниями, например, колючая ткань: ай!, меховая ткань: мяу и т.п. Также возможны для вас уже игры пальцеход: "простые слова", где фигурки нашитые - двусложные и на звукоподражания, типа: http://shop.logomag.ru/index.php?productID=839
Обязательно учитесь выкладывать последовательность: купите неокрашеные пирамидки, раскрасьте колечки в 2 контрастных цвета и нанизывайте в разных последовательностях. Сюда же относятся игры с марбл, разнофактурными шариками, типа: http://shop.logomag.ru/index.php?productID=465. Также раскладывать последовательность из счетных палочек, различных круп, пуговиц и т.п. Все это лежит в основе возникновения слов различной слоговой сложности.
по поводу неречевых звуков: играйте в подбор парных шумящих коробочек(звучащих шариков), если не знаете, то опишу.
Для активизации простых слов различные сенсорные игры (по запаху, вкусу), типа:
«Угадай предмет по запаху». Логопед предъявляет ребенку различные предметы, названия которых они совместно проговаривают. Затем ребенок с закрытыми глазами пытается угадать по запаху предмет (называет или показывает картинку). Используются: мох, мак, помада, мыло, духи, пена (для ванны), гель (для душа), васаби, чай.
«Ароматные саше». Ребенку предлагаются различным ароматические саше (кусочки мыла, «бомбочки» для ванны), имитирующие натуральные запахи, и картинки, изображающие предметы с этими запахами. Ребенку необходимо разложить картинки к саше, по возможности, называя слова: лимон, ваниль, кофе, мед и т.д.
Так. Можете нас поздравить. 30 слов актива. НАпихала туда от жадности и звукоподражания, но чем богаты. Вспомнила кстати Августову, которая НЕ разрешает учить ав-ав вместо собаки. Но когда речи нет ваще, хочется услышать хоть чтото. В итоге прекрасно понимая, и повторяя по слогам со-ба-ка, на вопрос что это ? отвечаем ав-ав и никак иначе. Не суть.
Вопрос. Как наконец таки перейит к предложениям из 2 слов? Движения в этом направлении нет ваще(((( На глазах ЗПРР 2,5 года, и как же лихо они набирают и актив, и предложения уже строить начинают!
Если можно игру не предлагать. По крайней мере в классическом (сюжетно-ролевом варианте). Игры нет. И пока не предвидится...
Кстати для внимания у нас пошла такая штука. Очень рекомендую. http://yapsy.ru/stimulmat/225-proba7.html Для каждого ребенка нужно подобрать соответственно уровню развития.
Согласна с Августовой, в случае если речь идет о ЗРР или о средней моторной. Для сенсорной алалии - и звукоподражаения - хлеб. То, что Вы описываете про собаку - классический пример типичного для сенсорной алалии признака - "замыкательной акупатии" - это уйдет со временем.
Фраза в онтогенезе появляется при достаточном накоплении активного, а главное - пассивного словаря. Я в се же стою на позиции не заучивания фраз и грамматических норм, а развития собственно языковой способности ребенка, переводя на русский язык - сначала нужно довести актив хотя бы слов до 50 (это количество считается порогом для самостоятельного возникновения фразы в норме), а пассив раз 5 больше, а потом уже формировать фразу, иначе получится клишеобразная речь, без способности продуцировать новые тексты.
В активный словарь в первую очередь следует добавлять слова доступные ребёнку по слоговому составу - двусложные из открытых слогов, возможно односложные. Таких слов предостаточно. В этом плане хорошо пособие Четверушкиной. А уж потом можно и связать слово и звукоподражания или слова-заменители, типа: мама бай. И собаку назвать как-нибудь: Тима, ав-ав.
Я не знаю какие слова ему доступны(((( Это просто ужас какой то. Всегда пропускала темы про моторную алалию, дизартрию, так как казалось, что по сравнению с нашей махровой сенсорной, остальное детский лепет.
А оказывается и тут пахать и пахать
Почти год занимались по Большаковой С. Худо бедно повторял 2 сложные открытый слог. Через время как чистый лист!
Заметила, что он мог бы говорить гораздо , гораздо больше! Но не может он звуки в слова складывать((((( ПОэтому чаще всего отделывается горловым пением (пропевая слоговую структуру), или одними гласными (И_А), или последними слогами (ба-рыба, ки-мультики)
Ольга, речь же идет о сенсорной алалии, а Вы говорите "таких слов предостаточно". Фраза строится только из тех слов, которые уже активировались в словаре. Вот. например, есть у Вас "ав-ав", следовательно фраза должна быть типа "тут ав-ав", хотя Вы не любите указательные местоимения, тем не менее именно они формируют внутреннюю основу для фразы.
О слоговой структуре: сенсорная алалия чистой не бывает, моторный компонентт есть всегда, НО. Важно не разнообразить слова однотипной слоговой, как при моторной, а закрепить их, активизировать. Поэтому если не терпится придти к фразе пользуемся лучшим усвоением предикатов и НЕ МЕНЕЕ НЕДЕЛИ закрепляем по слову, прежде чем их соединить
например, придумали 100 и 1 упражнение для закрепления слова "вода", и неделю именно воду закрепляли во 100 и 1 ситуации
потом следующую неделю закрепили также кап-кап, но не только на воде, а и на других вариантах, и только потом:
вода кап-кап.
иначе, если будете гнать получите тот же чистый лист, т.к. пропустите этап актуализации
В своей практике я не встречала детей с сенсорной алалией, но я и имела ввиду активизацию словаря в первую очередь, "таких слов предостаточно" - просто есть из чего выбрать, есть близкие и для понимания слова и для произношения и для актуализации. Я понимаю, что бессмысленно 80 раз просто повторить одно и то же слово, хоть по слогам, хоть целиком, хоть задом наперёд. дело не в заучивании и не в количестве слов
Надежда ведь написала, что у ребёнка всё-таки есть какие-то слова, только мне не понятно выражение "не может звуки в слова складывать" - ну в слоги то может (ба, ки)?
Похвастатся. Сегодня 1 раз сказали фразу.
Мама. Атай.Аку. (мама дай акулу)
Все говорится именно так, через точку, но тем не менее)))))
Актив растет, произношение хуже и хуже((((
Ки - это и мультиКИ и КИт...
Пта - и пить и перемотать мультик...
Логомассаж нужен или бесполезен?
Произношение хуже из-за моторного компонента или еще дизартрия видна теперь?это я к тому, что массаж нужен только при нарушении тонуса, если произношение хуже, т.к. актив лучше, то массаж не при чем. Поздравляю - .у Вас появилась 2 степень обобщения - это ооочень хорошо!
Как заниматься с ребенком 4,5 лет если у него системное недоразвитие речи тяжелой степени, моторная алалия, гиперкиническое растройство с задержкой интеллектуального развития. У ребенка лепетная речь.
Что первично интеллектуальный дефект или речевой?
И снова здравствуйте. Итак опыт показал что массаж архи нужен и архи полезен. Ищем логопеда!! ау!!!
Теперь вопрос.
Раньше Захар упрощал все до 2 слогов. Сейчас говорит 3, там где их и нет.
Например
Пошли папуПУ (кстати, не пошли папа, а пошли папУ, это зачаток падежа?)))
МукиКИ пи-пи-ПИ (раньше му-ки пи-пи) мультик про мышку (том и джерри)))
Это что за новость? и как с ней бороться? или не бороться?
Прокомментируйте плиз
Для алалии характерно нарушение ритмической стороны речи: ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами, слова часто произносит по слогам. Грубо нарушена речевая интонация. Дети не улавливают и не воспроизводят с помощью выстукивания или хлопков ритмический рисунок слова или предложения.
Стучать или не стучать. Вот в чем вопрос. На Захаре опробовано. Ответ однозначный.
Кстати, перечитала свои сообщения сначала. Надо сделать апгрейд.
Нам 5 лет.
Строит фразу из 2 слов, но предпочитает где можно одно. (а ведь думала не доживу)))))
Вышла сюжетная играааа!! Даже зовет меня в игру!!! К сожалению стереотипные игры пока лидируют(
Раздевается сам. Пазлы до 16 элементов. Выучили зиму(пока не тороплюсь, думаю за год выучим остальное)))) День и ночь. (утро вечер начинать или ну его?) Что потом?
Потихоньку осваиваем прилагательные. Сегодя показал носки - МОКИЙ (мокрый)))), потом пришли с прогулки варежки - ПАГИ МОКИЙ (почему то не сними мокрый)
Следующее предложение какое?
сущ глагол и прилагатее? или сущ глагол и дополнение?
Провал по продуктивке.. АААА. В саду и центре почти каджый день ИЗО иии.. не могу победить педагогов, прекратить делать поделки, а поэтапно развивать навыки.
"Следующее предложение какое?
сущ глагол и прилагатее? или сущ глагол и дополнение?" странный вопрос. сущ, глаг ,прилаг - части речи.. в предложении выполняют функции подлежащего,сказуемого, дополнения...а "паги мокий" - это, вероятно -"помоги (снять), мокрые".))))
ой, прилагательное функцию определения выполняет, напутала тоже ,но суть та же- дополнение, это не часть речи, а синтаксич.функция
Порекомендуйте литературу о диагностике и коррекции имбецильности.
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.
|