Логомаг

Речевая гимнастика

  • "Душа просит слова...."
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Логоритмические упражнения к лексическим темамРечевая гимнастика

Могут использоваться родителями или добавляться специалистами в конспекты занятий


1. Упражнение на развитие мимических мышц к теме «Ягоды».

Дети меняют выражение лица по нарисованным пиктограммам, изображающим различные эмоции.

Есть ягоды сладкие – земляника, ежевика.

Есть и кислые – клюква, брусника.

А есть очень полезные – черника. 

2. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей!   Дети хлопают в ладоши.

Режем мы капусту.    Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены.

 Поочередно поднимают и опускают ладони.

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

 Одновременно опускают и поднимают руки.


А потом, потом Стучат по ладони ребром другой ладони

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.

Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед. 

3. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.

Ха-ха-ха – это чепуха! Хлопают в ладоши.

Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор ударяют кулаками по коленям.

Овь-овь-овь – сладкая морковь хлопают ладонями по коленям

Ла-ла-ла – вкусная свекла ритмично сжимают пальцы в кулаки.

Оп-оп-оп – душистый укроп         ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх. 

4. Двигательное упражнение к теме «Дикие животные».

Ох, обманчивы манеры дети шагают на носках

Черной хищницы-пантеры

Все убегают, как от пожара легко бегут на носках

Пятна узрели коль ягуара

Через зарослей заслон шагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,

Царь зверей, конечно, лев шагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею

Ходит важно, словно граф,

С длинной шеей наш жираф

5. «Листопад» к теме «Осень».

Понадобятся листья деревьев

Листопад, листопад кружатся, изображая листочки

Листья желтые летят, подбрасывают листочки вверх

Под ногами шуршат, шуршат, ходят по листочкам

Скоро станет голым сад. Ложатся на пол и слушают музыку.

6. Двигательное упражнение к теме «Грибы».

Едут в электричке дети встают друг за другом и двигаются за ведущим топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи. 

Волнушки и лисички 

С подружками-друзьями,

Чушками-груздями.

Колеса со старанием

По рельсам  тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

7. Пальчиковая игры к теме «Деревья».

Ветер по лесу летал, дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. 

Ветер листики считал:

Вот дубовый, поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук. 

8. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок, 

Перец и морковку 

Уложила ловко, 

Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с боль¬шого.

Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.           

9. Пальчиковая игра к теме «Фрукты».

Как у нашей Зины Фрукты в корзине:Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши, 

Чтоб ребята кушали, 

Персики и сливы 

До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца. 

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

10. «Фруктовая ладошка». 

Этот пальчик — апельсин, 

Он, конечно, не один. 

Этот пальчик — слива,

 Вкусная, красивая. 

Этот пальчик — абрикос, 

Высоко на ветке рос.

 Этот пальчик — груша, 

Просит: «Ну-ка, скушай!» 

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

11. Пальчиковая игра к теме «Грибы». 

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу. 

Удивляется мой друг: 

«Сколько здесь грибов вокруг» Показывают удивление, развод руки в стороны.

Подосиновик, масленок, 

Подберезовик, опенок, 

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть! 

рыжики, волнушки 

Найду я на опушке,

возвращаюсь я домой, 

Вce грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

Мухомор не понесу. 

Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

12. Пальчиковая игра к теме «Ягоды».

Ягоды — это крыжовник, 

Клюква, черника, брусника, 

Малина, клубника, шиповник, 

Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я наконец. 

Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.

Я - молодец! Большой палец вытягивают вперед.

13. Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

 В волейбол — волейболист,

 В баскетбол — баскетболист.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

14. Пальчиковая игра на развитие словообразования. 

Этот дом — одноэтажный. 

Этот дом — он двухэтажный. 

А вот этот — трехэтажный.

Этот дом — он самый важный:

 Он у нас пятиэтажный.

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

15. Пальчиковая игра к теме «Мебель». 

Мебель я начну считать: 

Кресло, стол, диван, кровать, 

Полка, тумбочка, буфет, 

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажи¬мают в кулачки.

Много мебели назвал — Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх. 

16. Пальчиковая игра к теме «Посуда». На словообразование. 

Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой па¬лец с остальными, начиная с указательного. 

17. Пальчиковая игра к теме «Посуда». 

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга

Моет вилку, чашку, ложку. 

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

18. Пальчиковая игра к теме «Транспорт».

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» пе¬ред собой.

Бензовоз, мусоровоз, 

С молоком молоковоз, 

С хлебом свежим хлебовоз.

 И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

19. Пальчиковая игра к теме «Детеныши диких животных». 

Это зайчонок, это бельчонок, 

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

20. Пальчиковая игра к теме «Насекомые».

Дружно пальчики считаем — 

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха, 

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кула¬чок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.

21. Пальчиковая игра к теме «Продукты питания».

Пекарь, пекарь, из муки

 Испеки нам колобки,

Выполняют круговые движе¬ния ладонями — имитация ска¬тывания колобка.

Да сушки — Ванюшке,

 Да баранки — Танюшке, 

Да бублики — Мишке,

 Да калачи — Маришке.

Поочередно соединяют боль¬шие пальцы обеих рук с осталь¬ными пальцами — упражнение «колечки».

22. Пальчиковая игра к теме «Посуда». 

Дети делают движения, соответствующие тексту.

Раз, два, три, четыре — 

Мы посуду перемыли. 

Чашку, чайник, ковшик, ложку

 И большую поварешку. 

Мы посуду перемыли, 

Только чашку мы разбили, 

Ковшик тоже развалился, 

Нос у чайника отбился, 

Ложку мы чуть-чуть сломали. 

Так мы маме помогали!

23. Пальчиковая игра для детей раннего возраста «Части тела».

 Игра «Птички»

-  Нашли свои «волшебные пальчики»,

-  посмотрим на них

-  какие красивые,

-  подуем на них тихонько, и пальчики немного шевелятся,

-  подуем сильнее, пальчики сильнее зашевелились,

-  прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают¬ся в одну точку, создавая клювики птичек)

-  «чирик, чирик»,

-  покормим птичек (голубей - «гули, гули», уточек - «ути, ути», цыплят - «цып, цып»).

-  прилетели птички, клюют зернышки,

-  все склевали?

-  и полетели,  полетели, полетели на головку сели,

-  на щечки сели,   на лобик,   на бровки,  на подбородок,  на локотки,  на коленочки,  на поясочек,  на спинку,  на животик, на ладошку сели и запели «Сороку».

24. Тема «Части тела». 

 Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи — их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся, 

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Выполняют наклоны вправо и влево.

Кладут кисти рук на плечи, 

Выполняют наклоны вправо и влево.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Ритмично хлопают в ладоши.

 

Используемая литература:

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми  в детском саду. – М., «Книголюб», 2003. – 56 с. 

2. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет// Логопед. - №1. – 2006. стр. 65-74.

3. Пилипенко Л.В. Продукты питания. // Логопед. - №1. – 2006. стр. 78. 

4. Стрельникова С.И. Посуда. // Логопед. - №1. – 2006. стр. 81. 

5. Щукина Т. Авторская программа творческого развития детей 2-3 лет. ./Методический поиск: Разноцветные игры: сб./сост. О.А. Иноземцева. – М., 2004. – стр. 28


Марианна Лынская 14.03.2013, 16:17 Комментарии 3
КОММЕНТАРИИ
Елена Конова 02.04.2013, 11:19 #
Спасибо!

Елена Филиппова 18.04.2013, 13:56 #
Спасибо за материал! Обязательно попробую с детьми.

Обязательно внесу в свою логоритмическую копилку!

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.

Получатель: